+7 (812) 577-78-12

mostotrest@rambler.ru

ru en zh

Attention!

Navigation on the Neva and Malaya Neva rivers is open from April 10 to November 30, 2018 and on the rivers and canals – from April 20 to November 15, 2018. Follow the news on our site!

Everything clear!

Bank protection of Peter-and-Paul Fortress on Zayachy Island

Россия, Санкт-Петербург
Bank protection of Peter-and-Paul Fortress on Zayachy Island

River Barrier: Neva River

Year of creation: 1703

Length: 1035 m

Peter-and-Paul Fortress is located on Zayachy Island washed from the south by the Neva River, and from the north – by Kronverksky Strait.

The Peter-and-Paul Fortress laid date is May 16, 1703 (as per the New Style Calendar) is considered as the day of Saint Petersburg foundation.

Originally, Zayachy Island had the following dimensions: 750 m in length and 300 m in width. The first fortress was wooden and earth. Backfilling was made on the lower and in places on the swamped island, bastions were erected on grillage. Six bastions interconnected by walls – curtains. A canal of 5 m in width was cut along the entire island to deliver construction materials.

In 1730s additional reinforcements – ravelins were erected: Alekseyevsky from the western side and Ioannovsky – from the eastern one. They were separated from the main fortress by the transversal pits.

By 1740 the fortress was already stone. Its walls raised 12 m over the water. The stone fortress exceeded the earth one by their sizes.

From the south side of the fortress between Naryshkin and Gosudarev Bastions there are Nevsky Gates leading to Komendantskaya Quay with the possibility to access to the fortress out from the water directly. It was built in 1775. The quay length was 37 meters, width – 6.4 meters. It represented an arch three-span stone bridge with a wide platform at the end and granite stairs adjoining from three sides. The quay was guarded with parapets and at the water on the lower platform there were six massive decorative bollards.

In 1779-1785 the fortress walls were faced with large blocks of gray granite from the side of the Neva River. After the island was flooded during the flood of 1824, the transversal pits isolating the ravelins from the fortress were filled and in 1840 the longitudinal canal was also filled.

On June 1, 1924 the fortress was opened as a museum. During the Great Patriotic War in 1941-1943 air defence batteries and searchlight forces of air defence were located there. During the siege the fortress and Komendantskaya Quay were destroyed. The quay was restored in 1953.

A beach remained one of the popular places of the fortress bank. In historical materials it was firstly mentioned in the XVIII century. There were several reasons why it appeared: Banking by the river, store of soil due to construction of structures inside the fortress and artificial filling to raise the island territory. On the western end the filling layer reached thickness over 2.5 m.

Bank line reinforcement began in the 1920s. In 1950s a wooden wall was arranged. In 1965 trust Sevzapmorgidrostroy constructed the lower unsecured bulwark consisting of reinforced concrete sheet pile with a 689 m long cap beam at the section from Ioannovsky Bridge to the end of Naryshkin Bastion (i.e. the beach). A land strip with width of 5 to 9 m between the pile and walls of the fortress was paved with cobblestone on the concrete base. The pavement consisted of two parts: flat slope and horizontal area.

Along the beach to the end of Trubetskoy Bastion a wooden wall was constructed of wooden fillet and a row of wooden piles over the cap pieces there was a drain of boards. In 1978 these structure was extended to the western island end.

Soon the wooden wall on the western island end got out of order in contrast to the wall of the same structure in the way of nevsky beach where the river stream ran along the wooden wall. In 1987 on the western end of Zayachy Island the bank reinforcement looked like a slope extending to the water paved with cobblestone. A wall portion below Kronverksky Bridge with length of 27 m remained combined: reinforced concrete banket with wooden piles.

Peter-and-Paul Fortress is under supervision of Saint Petersburg Museum of History.

+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

  В ночь на 26.06.2017 разводятся мосты по Неве, Большой и Малой Неве по графику. С  20.05.2017 по 23.07.2017, исключая 02.07.2017, Тучков мост закрыт для движения с 00-00 до 06-00

Все понятно!

Берегоукрепление Петропавловской крепости на Заячьем острове

Россия, Санкт-Петербург
Берегоукрепление Петропавловской крепости на Заячьем острове

Водная преграда: р. Нева

Год создания: 1703

Протяженность: 1035 м

Берегоукрепление Петропавловской крепости на Заячьем острове на карте

Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове, омываемом с юга водами Невы, а с севера – Кронверкским проливом.

Дата закладки Петропавловской крепости, 16 мая 1703 года (по новому стилю 27 мая), считается днем основания Санкт-Петербурга.

Первоначально Заячий остров имел размеры 750 метров в длину и 300 метров в ширину. Первая крепость была деревоземляная. На низком и местами заболоченном острове была сделана подсыпка, бастионы возводились на ряжах. Шесть бастионов соединили между собой стенами – куртинами. Вдоль всего острова был прорыт канал шириной 5 метров для доставки строительных материалов.

В 1730-х годах возведены дополнительные укрепления – равелины: Алексеевский с западной стороны и Иоанновский – с восточной. Они отделялись от основной крепости поперечными рвами.

К 1740 году крепость была уже каменной. Ее стены поднимались над водой на 12 метров. Каменная крепость превосходила по своим размерам земляную.

С южной стороны крепости, между Нарышкиным и Государевым бастионами, расположены Невские ворота с выходом на Комендантскую пристань, которая даёт возможность попасть в крепость прямо с воды. Она была построена в 1775 году. Длина пристани – 37 метров, ширина – 6,4 метра. Она представляет собой арочный в три пролёта каменный мост с широкой площадкой на конце, с примыкающими с трех сторон гранитными лестницами. Пристань ограждена парапетами, а у воды на нижней площадке установлены шесть массивных декоративных тумб.

В 1779-1785 годах стены крепости со стороны Невы были облицованы крупными блоками серого гранита. После того, как в 1824 году во время наводнения остров был затоплен, поперечные рвы, отделяющие равелины от крепости, были засыпаны, а в 1840 году был засыпан и продольный канал.

1 июня 1924 года крепость открылась как музей. Во время Великой отечественной войны в 1941-1943 годы здесь разместились зенитные батареи и прожекторные отряды противовоздушной обороны. В блокаду крепость и Комендантская пристань подверглись разрушениям. Пристань была восстановлена в 1953 году.

Одним из популярных мест на берегу крепости остается пляж. В исторических материалах он впервые упоминается еще в XVIII веке. Его появление связано с несколькими причинами: намыв отложений рекой, складирование грунта от строительства сооружений внутри крепости и искусственная подсыпка для повышения территории острова. На западной оконечности насыпной слой достигает толщины более 2,5 метров.

Укрепление береговой линии началось в 1920-х годах. В 1950-х годах устраивается деревянная стенка. В 1965 году трест «Севзапморгидрострой» сооружает низкий незаанкерованный больверк, состоящий из железобетонного шпунта с шапочной балкой длиной 689 метров на участке от Иоанновского моста до конца Нарышкина бастиона (то есть до пляжа). Полоса суши между шпунтом и стенами крепости шириной от 5 до 9 метров замащивается булыжным камнем по бетонному основанию. Мощение состоит из двух частей: пологого откоса и горизонтальной площадки.

Вдоль пляжа до конца Трубецкого бастиона сооружается деревянная стенка из деревянного шпунта и ряда деревянных свай, поверх шапочного бруса идёт слив из досок. В 1978 году эта конструкция была продолжена на западную оконечность острова.

Вскоре деревянная стенка на западной оконечности острова пришла в негодность, в отличие от стенки такой же конструкции в районе невского пляжа, где течение реки идёт вдоль деревянной стенки. Уже в 1987 году на западной оконечности Заячьего острова укрепление берега выглядело как уходящий в воду откос, замощенный булыжным камнем. Участок стенки  ниже Кронверкского моста длиной 27 метров остался комбинированным: железобетонный банкет с деревянными сваями.

Петропавловская крепость находится в ведении Музея истории Санкт-Петербурга.