+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 18.11.2025 мосты Троицкий, Литейный, Володарский по Неве, Дворцовый по Большой Неве, Биржевой по Малой Неве, Кантемировский по Большой Невке разводятся по графику.

Все понятно!

История организации

23 марта 2025 года исполняется 93 года СПб ГБУ «Мостотрест» – ведущей эксплуатационной организации в сфере транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

СПб ГБУ «Мостотрест» — преемник Мостовой эксплуатационной службы Санкт-Петербурга

Служба впервые упоминается в архивных материалах 1875 года. Тогда при Городской Управе было организовано строительное отделение, в обязанности которого входила, в том числе, эксплуатация невских мостов в количестве 151.

Работа по мостам заключалась в перестройке и текущих ремонтах. Так, в 1878 г. были перестроены мосты №1 и 2 в Петровском парке, Силин мост через р. Карповку, Сутугин мост через р. Екатерингофку. Производилась переборка надводных частей, укрепление старых и забивка новых свай, замена прочих ветхих частей новыми. На других переправах производились мелкие текущие ремонты по замене настилов, исправлении перил и других частей.

Также в обязанности строительного отделения входило содержание трех наплавных мостов через Неву с их весенней и осенней разводкой и наводкой. Это Петербургский (предшественник Троицкого), Воскресенский (соединявший центр города с Выборгской стороной) и Дворцовый плашкоутные мосты. Зимой важной функций службы становилась наводка мостов по льду Невы взамен наплавных.

В 1878 году были произведены работы на 46 переправах, наиболее значительные — на Строгановом (предшественник Ушаковского) и Большом Петровском мостах.

В 1890-е гг ремонт городских мостов заключался в замене ветхих балок, верхних и нижних настилов, в перестилке булыжной мостовой на мостах и выездах к ним, в ремонте тротуаров и перил, ледорезов и т.п.

На наплавных мостах также выполнялась замена насадок и пал, ремонт пролетных балок, схваток, поперечных прогонов. Плашкоуты выводили и конопатили их в доках.

После революции 1917 года

После Октябрьской революции «Отдел мостов и набережных» вошел в отдел Благоустройства Петроградского «Откомхоза». В 1926 году, при нем был организован «Район железобетонных мостов». При отделе создана проектная группа из 20 человек, выполнявшая проекты по капитальному ремонту и новому строительству сооружений. В дальнейшем из нее выросло строительное подразделение организации.

В 1925 г. в Ленинграде начались работы по реконструкции, новому строительству и капитальному ремонту старых мостов. Взамен пришедших в негодность деревянных средних и малых переправ строились новые капитальные мосты, как правило, из железобетона.

Постоянный рост числа искусственных дорожных сооружений в Ленинграде потребовал совершенствования структуры предприятия, оснащения его квалифицированным техническим аппаратом и необходимым оборудованием. На основании постановления пленума Ленсовета от 13 декабря 1931 г. был образован Трест строительства и эксплуатации мостов и набережных «Ленмосттрест».

23 марта 1932 года на заседании Президиума Ленсовета впервые был утвержден Устав Ленинградского Коммунального треста хозяйства мостов и набережных «Ленмосттрест». Эта дата считается днем основания организации.

К середине 1930-х годов в Ленинграде назрела необходимость замены деревянных мостов более капитальными сооружениями, многие переправы требовали безотлагательного ремонта. В 1936 г. принята «Программа строительства мостов и набережных 1936-1945 гг “Ленмостотреста”».

По своему географическому положению Ленинград, как ни один город в мире, имеет развитые водные артерии в черте города. Хозяйство мостов и набережных может быть оценено до миллиарда рублей. Общее количество мостов и труб – 695 с площадью мостов 156 434 кв. м., построенных в разные эпохи города, из разных материалов, крайне различных по конструкции. Из них разводных мостов – 20, железных – 33, железобетонных – 32, чугунных – 12, каменных – 25, деревянных – 445. Значительное протяжение береговой линии достигало в пределах существующих границ города до 303,6 км, с самыми разнообразными видами укреплений, а также вовсе не укрепленные.

(Из «Проекта плана строительства мостов и набережных “Ленмостотреста” на 1936-1945 гг»)

Одной из важнейших и сложнейших задач в области мостостроения на ближайшие 10 лет стала постройка больших постоянных мостов через реку Неву. Были сформулированы принципы их сооружения:

  • Мост должен рассматриваться не только как инженерное сооружение, но и приобрести значение архитектурного памятника.
  • Сопряжение моста с берегом должно решаться в разных уровнях движения, увязанных с уровнем выходящей на мост кольцевой магистрали.
  • Ширина моста должна исходить из двух полос тротуаров для пешеходов, двух полос проезжих частей для легкового и грузового транспорта и трамвайного пути.
  • Постоянные невские мосты в застроенной уже части города желательно видеть мостами с ездой по верху; в новых частях города допустимы решения с ездой по низу.
  • Разводные пролеты невских мостов должны устраиваться посередине.
  • Конструкции отдельных мостов и архитектурно-художественное оформление их должно подчиниться окружающей застройке и ее архитектуре.

В 1936 г. производилось новое строительство пяти мостов: Володарского, Арсенального, Рузовского, Яблоновского и Коломяжского и двух участков набережных: левый берег Обводного канала (от М. Петергофского моста до Н. Калинкина моста) и набережная правого берега Невы (от 2-й разгрузочной площадки до 5-й ГЭС).

4 февраля 1939 г Постановлением Президиума Ленсовета был образован Трест эксплуатации мостов и набережных под наименованием «Мостотрест». Он состоял в ведении «Дормоста» и ведал всеми мостами и набережными города Ленинграда. В ведении Треста на 1939 г. состояло 452 моста и 150 труб, всего мостов и труб 602 и набережных 565 583, 6 п. метров.

В функции Ленмостотреста входили: эксплуатация, текущий ремонт мостов и набережных города, разводка мостов, капитальное строительство и ремонт мостов и набережных, сдача в аренду береговых участков под выгрузку прибывающих водой грузов.

«Мостотрест» в дни блокады Ленинграда – читайте в разделе специального проекта «Мосты осажденного города»

После войны перед «Ленмостотрестом» встала огромная и сложнейшая задача по восстановлению мостового хозяйства Ленинграда. За время блокады резко ухудшилось техническое состояние искусственных сооружений г. Ленинграда. Большое количество деревянных мостов и гранитных стенок набережных находились в катастрофическом состоянии.

Из числа постоянных мостов 43 моста были металлическими. Окраска этих мостов должна была производиться каждые пять лет, однако на деле в последний раз она выполнялась в 1932-1935 гг Все металлические мосты города в сильнейшей степени были поражены коррозией.

Гранитные набережные были построены в конце XVIII века из бутовой кладки, на гидравлической извести, на слабых деревянных ростверках. Срок службы их заканчивался.

Для приведения в порядок аварийных мостов и набережных было необходимо ежегодно, начиная с 1947 г. капитально ремонтировать не менее 30-35 деревянных мостов и 3–4 км искусственных набережных.

При переустройстве и реконструкции старых мостов и набережных, строительстве новых мостов и набережных старые и недолговечные конструкции заменялись новыми:

  • Несущие конструкции пролетных строений деревянных мостов возводились исключительно из двутавровых стальных балок крупных профилей, которые вытесняли деревянные прогоны и подкосы.
  • Проезжая часть мостов, взамен быстро изнашивающихся дощатых настилов на деревянных поперечинах, устраивалась из жесткой деревоплиты с покрытием ее асфальтобетонным слоем.
  • Деревянные сваи заменялись железобетонными.

Во второй половине 1950-х годов планировалось построить 28 новых мостов. В эти годы применялись передовые для того времени методы работы: надвижка металлических балок на мосту в Стрельне, сборная железобетонная насадка на Лахтинском мосту, механический способ резки льда.

Восстановление исторического архитектурного облика мостов

В послевоенные годы главный инженер «Ленмостотреста» П.П. Степнов совместно с начальником Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда Н.Н. Белеховым и его преемником А.В. Победоносцевым провели огромную работу по восстановлению и реставрации уникальных мостов и береговых укреплений, по очищению реставрируемых объектов от наслоений более поздних эпох и возвращению им первоначального внешнего облика.

В 1947–1965 гг по заказу «Ленмостотреста» сотрудники Государственных научно-реставрационных производственных мастерских Ленгорисполкома составили 40 исторических справок о мостах, руководствуясь архивными и музейными документами. Справки эти с прилагаемыми к ним графическими материалами были положены в основу проектов воссоздания утраченных элементов декора мостов: обелисков, торшеров, оград, фонарей, скульптур, розеток, орнаментов и проч.

За двадцатилетний период реставрированы элементы декора более тридцати мостов.

В 1949 году были восстановлены металлические стойки с названиями переправ по единственному сохранившемуся образцу на Каменном мосту через канал Грибоедова.

***

В 1960-е годы в состав «Мостотреста» входил отдел капитального строительства, который исполнял функцию заказчика при новом строительстве сооружений и их капитальном ремонте. На основании Решения Ленинградского городского Совета от 25.02.1963 отдел был реорганизован в Дирекцию строительства и реконструкции мостов и гидротехнических сооружений.

В 1967 году для выполнения работ по специальным наблюдениям и обследованиям искусственных сооружений создана Мостоиспытательная лаборатория, а в 1969 году – отдел проектирования.

Развитие производственной базы треста началось с 1970 года, когда на ее территории, расположенной на набережной реки Охты, появились мастерские, кузница, столярный цех, автогараж и склады.

С 01.07.1992 г. на основании Распоряжения Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Мэрии Санкт-Петербурга Производственное ремонтно-эксплуатационное управление мостов и набережных (ПРЭУ «Ленмосттрест») преобразовано в Муниципальное предприятие «Мостотрест».

С 13.04.1998 г. на основании Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга Муниципальное предприятие «Мостотрест» переименовано в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Мостотрест» (СПб ГУП «Мостотрест»).

30 декабря 2015 года СПб ГУП «Мостотрест» преобразовано в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест» (СПб ГБУ «Мостотрест»).

С 2018 года в функции «Мостотреста» входит не только эксплуатация, но и ремонт городских мостов и тоннелей, а также капитальный ремонт набережных. Ранее полномочия по капитальному ремонту мостов, путепроводов, тоннелей и других искусственных дорожных сооружений относились к Дирекции транспортного строительства (ДТС). Реконструкция объектов на сегодня остается за ДТС.

СПб ГБУ «Мостотрест» находится в ведомстве Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.