+7 (812) 577-78-43
Ново-Московский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 29,7 м
Водная преграда: Обводный канал
Архитекторы: Л.А. Носков
Год открытия: 1816 (чугунный), 1967 (современный)
Инженеры: П.П. Рязанцев
Ширина моста: 47 м
Ново-Московский мост на карте
Характеристики моста
Ново-Московский мост перекинут через Обводный канал в створе Московского проспекта. Это однопролетный железобетонный мост длиной 29,7 метров, шириной — 47 метров. Пролетное строение моста представляет собой трехшарнирную раму, ригель которой собран из унифицированных железобетонных блоков переменной высоты. «Ноги» рамы — из монолитного железобетона, по фасаду облицованы гранитом.
Устои моста массивные железобетонные на низком свайном ростверке (верхняя часть фундамента). Перильное ограждение чугунное, художественного литья. На устоях установлен гранитный парапет. Тротуары устроены в повышенном уровне.
История моста
Мост, ставший первой постоянной переправой через канал, здесь построили в 1808-1816 годах по типовому проекту, разработанному инженерами В.И Гесте и П.П. Базеном. Это один из первых чугунных арочных мостов, построенных в начале XIX века в Петербурге. Конструкция переправы напоминала типовые мосты через реку Мойку: пролетное строение представляло собой однопролетную арочную систему из чугунных полых ящиков-секций, соединенных болтами. В боковых стенах и днищах секций для уменьшения массы конструкции были сделаны прямоугольные вырезы.
Переправу первоначально назвали Чугунным мостом, а с 1835 года мост назывался Московским, Старомосковским и Старым Московским, по месту расположения по оси Московского тракта. Новомосковским ранее именовался мост у Московских ворот через Лиговский канал, позднее засыпанный. С 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный канал.
В 1908 году, в связи с открытием трамвайного движения по Забалканскому (ныне Московскому) проспекту, Ново-Московский мост расширили до 22,5 метров, добавив к нему с каждой стороны по балочной металлической ферме.
В следующий раз переправу расширили в 1947 году, чтобы открыть троллейбусное движение. Для этого соорудили дополнительные свайные береговые основания, на которые уложили новое пролетное строение из двутавровых парных балок, перекрытых деревоплитой с асфальтобетонным покрытием.
В 1961 году были произведены работы по усилению чугунных арок, в которых появилась трещины. Мост укрепили металлическими разгружающими конструкциями.
В соответствии с генеральным планом развития города по правому берегу Обводного канала создается скоростная трасса для автотранспорта, что потребовало постройки нового моста с шириной проезжей части 47 метров и создания за правобережным устоем транспортного тоннеля.
В 1962 году на Московском проспекте на участке от площади Мира (с 1992 года- Сенная площадь) до Обводного канала сняли трамвайные рельсы.
В 1965-1967 годах по проекту инженера П.П. Рязанцева и архитектора Л.А. Носкова был построен новый железобетонный однопролетный мост. Чтобы создать развязку транспортного потока Московского проспекта и Обводного канала, под проспектом проложили туннель. Это был первый автотранспортный туннель в Ленинграде.
В июне 2006 года произведены работы по устройству нового островка безопасности, установке оцинкованного ограждения на сходах с тротуаров, укладке нового асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах.
Дополнительная информация
На правом берегу Обводного канала, по адресу Московский пр., 60, располагается здание бывшего Фрунзенского универмага, построенное в 1934–1938 годах. Интересно, что в годы Великой отечественной войны здесь находился штаб и центр управления по заминированию. В случае захвата Ленинграда немецко-фашистскими войсками, отсюда, с пульта управления, были бы взорваны заводы, плотины, мосты и другие стратегические объекты.