+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ново-Московского моста
60-летний юбилей в 2027 году, отмечает новый железобетонный Ново-Московский мост, перекинутый через Обводный канал в створе Московского проспекта.
История
Переправа через Обводный канал по оси Московского тракта обозначена на картах города еще в начале XIX века, когда водоток служил южной границей Петербурга и представлял собой городской ров и вал (южнее начинались выгонные земли). В разное время канал носил имена Городской, Загородный, Обводный.
В 1808–1816 годах в этом месте соорудили чугунный мост по типовому проекту, разработанному инженерами В.И Гесте и П.П. Базеном. Конструкция напоминала мосты через реку Мойку: пролетное строение представляло собой однопролетную арочную систему из чугунных полых ящиков-секций, соединенных болтами. В боковых стенах и днищах секций для уменьшения массы конструкции были сделаны прямоугольные вырезы.
Опоры моста были каменными и облицованы гранитом. При въездах на мост установили гранитные обелиски. Общая ширина моста составляла 16,6 м.
Переправу первоначально назвали Чугунным мостом, а с 1835 года мост назывался Московским, Старомосковским и Старым Московским, по месту расположения по оси Московского тракта. Новомосковским ранее именовался мост у Московских ворот через Лиговский канал, позднее засыпанный. С 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный канал.
Реконструкции и ремонты
В 1908 году, в связи с открытием трамвайного движения по Забалканскому (ныне Московскому) проспекту, Ново-Московский мост расширили до 22,5 метров, добавив к нему с каждой стороны по балочной металлической ферме.
В следующий раз переправу расширили в 1947 году, чтобы открыть троллейбусное движение. Для этого соорудили дополнительные свайные береговые основания, на которые уложили новое пролетное строение из двутавровых парных балок, перекрытых деревоплитой с асфальтобетонным покрытием.
В 1961 году изношенные чугунные арки, в которых появились трещины, были усилены металлическими разгружающими конструкциями.
В 1962 году на участке Московского проспекта, включавшем в себя Ново-Московский мост, сняли трамвайные рельсы.
В начале 1960-х годов, в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда, началось строительство скоростной автотрассы по правому берегу Обводного канала. В связи с этим возникла необходимость в сооружении нового, более широкого, моста.
В 1965–1967 годах по проекту инженера П.П. Рязанцева и архитектора Л.А. Носкова был построен новый железобетонный Ново-Московский мост. Чтобы создать развязку транспортного потока, под Московским проспектом по оси Обводного канала проложили тоннель. Это был первый автотранспортный тоннель в Ленинграде.
В июне 2006 года произведены работы по устройству нового островка безопасности, установке оцинкованного ограждения на сходах с тротуаров, укладке нового асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах.
Характеристики моста
Ново-Московский мост — однопролетный железобетонный, его длина — 29,7 метров, ширина — 47 метров. Пролетное строение моста представляет собой трехшарнирную раму, ригель которой собран из унифицированных железобетонных блоков переменной высоты. Ноги рамы — из монолитного железобетона, по фасаду облицованы гранитом.
Устои моста массивные железобетонные на низком свайном ростверке (верхняя часть фундамента). Перильное ограждение чугунное, художественного литья. На устоях установлен гранитный парапет. Тротуары устроены в повышенном уровне.
Информация для туристов
На правом берегу Обводного канала, по адресу Московский пр., 60, располагается здание бывшего Фрунзенского универмага, построенное в 1934–1938 годах по проекту архитекторов Е.И. Катонина, Л.С. Катонина, Е.М. Соколова и К.Л. Иогансена. Стиль здания определяется как переходный от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму.
Интересно, что в годы Великой отечественной войны здесь находился штаб и центр управления по заминированию. В случае захвата Ленинграда немецко-фашистскими войсками, отсюда, с пульта управления, были бы взорваны заводы, плотины, мосты и другие стратегические объекты.
Здание Фрунзенского универмага является объектом культурного наследия Российской Федерации.