+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 11.10.2024 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Категория: Пешеходные мосты

Общая длина: 27,3 м

Водная преграда: Канал Грибоедова

Архитекторы: скульптор П.П. Соколов, А.Л. Ротач (реставрация)

Год открытия: 1826

Инженеры: Вильгельм фон Треттер, В.А. Христианович

Ширина моста: 2,9 м

Львиный мост на карте

Характеристики моста

Львиный мост — пешеходный. Он перекинут через канал Грибоедова в створе Львиного переулка и Малой Подьяческой улицы, соединяя Казанский и Спасский острова.

Мост однопролетный балочный, его длина по задним граням устоев составляет 27,3  метров, ширина — 2,9  метра. Мостовое полотно выполнено в виде деревянного настила.

Перила моста чугунные художественного литья, рисунок представляет собой сетку из перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми розетками. В середине моста в перильное ограждение вмонтированы два восьмигранных фонаря на чугунных торшерах.

История моста 

Львиный мост – выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Банковским и Почтамтским мостами).

Это один из шести висячих мостов, построенных в Санкт-Петербурге в первой четверти XIX века. Львиный мост построен в 1825-1826 г.г., одновременно с Банковским.

Предполагалось завершить работы к октябрю 1825 года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826 г. мост был открыт для движения.

Львиный мост, подобно Банковскому, однопролетный, висячий. Пролетное строение состоит из цепей, подвесок и деревянных балок. Балки крепились к металлическим цепям на подвесках. Концы цепей шарнирно прикреплены к чугунным пилонам внутри львиных голов, наглухо закрепленных на опорах анкерными болтами. Пилоны скрыты внутри декоративных скульптур – львов и металлических постаментов.

Скульптуры выполнены академиком-скульптором П.П. Соколовым. Фигуры львов отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. По деревянным балкам уложены поперечины и дощатый настил. Устои моста каменные из бута, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту была установлена литая чугунная ажурная решетка, на которой в средней части моста были укреплены фонарные столбы непосредственно в перилах.

В 1838 г. уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен.

Львиный мост стал первым берлинским подвесным мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

В 1880 году первоначально созданные чугунные литые ограждения были сняты с моста и заменены металлической кованой решеткой простого рисунка, видоизменены фонари.

В 1948 году по проекту инженера О.М. Яновского был произведен капитальный ремонт моста. Были заменены деревянные балки металлическими, а для придания им криволинейного очертания, они составлены из пяти отрезков, сваренных между собой. В результате балки жесткости приобрели небольшую стрелу подъема. Все остальные конструкции моста были сохранены в первоначальном виде.

В 1954 году были восстановлены прежние решетки и фонари по проекту арх. А.Л. Ротача. Отреставрированы постаменты и скульптуры львов.

В 1999-2000 г.г. произведен капитальный ремонт моста. В 2015 году вандалами был оторван один фонарь, второй поврежден. Силами СПб ГБУ «Мостотрест» были произведены работы по реставрации фонарей и установке их на торшеры. На следующий год выполнена окраска перил, карнизов и торшеров.

Последняя по времени реставрация скульптур львов на Львином мосту началась 10 августа 2018 года и продлилась до октября 2018 года. В отличие от реставрации 2000 года, скульптуры не демонтировали, все работы проводятся под защитными навесами прямо на мосту.

С информацией о Львином мосте, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга

Дополнительная информация

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Скульптурные композиции, установленные на мосту, находятся на музейном учете в Государственном музее городской скульптуры (ГМГС)  и включены в Музейный фонд Российской Федерации. Регистрационный номер 39/1-4. ГМГС проводит реставрацию скульптур, периодическую профилактическую промывку и регулярно устраняет последствия актов вандализма.

Интересный факт: в 1838 году фирма Borsig возвела уменьшенную копию Львиного моста в берлинском парке Тиргартен. Копия длиной 17,3 метров и шириной 2 метра выполнена по проекту немецкого архитектора Людвига Гессе. Этот мост стал первой висячей переправой в Берлине. В отличие от петербургского Львиного моста на его берлинском собрате до сегодняшнего дня сохранились деревянное пролётное строение и деревянные перила.