+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2018 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2019 года.

Все понятно!

Египетский мост

Россия, Санкт-Петербург
Египетский мост

Общая длина: 53,3 м

Водная преграда: р. Фонтанка

Архитекторы: П.А. Арешев, В.С. Васильковский (современный мост)

Год открытия: 1826 (цепной), 1955 (металлический)

Инженеры: Вильгельм фон Треттер, В.А. Христианович (цепной мост), В.В. Демченко (современный)

Ширина моста: 27,6 м

Египетский мост на карте

Характеристика моста

Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта исоединяет Покровский и Безымянный острова. Это однопролетное металлическое сооружение длиной 53,3  метра (длина по задним граням устоев) и шириной 27,6  метров.

Трасса моста пересекает реку наискосок, его продольная ось относительно набережной Фонтанки отклоняется от перпендикуляра на 20°.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие цепной Египетский мост.

У въездов на гранитных постаментах установлены обелиски, служащие торшерами для шестигранных фонарей. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой. В декоре использованы позолоченные розетки — символы бога солнца Ра. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

История моста

Египетский мост (бывш. Новый цепной: с 1828 г., Египетский цепной: 1836-1882 гг., Временный Египетский мост: 1917 г.) — мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Название моста происходит от его своеобразного оформления.

Египетский мост являлся одним из первых цепных транспортных мостов, построенных в 20-е годы XIX века. Автором проекта были инженеры В. фон Треттер и В.А. Христианович. Мост сооружен в 1825-1826 гг. В архитектуре моста отразился характерный для XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части моста были украшены орнаментами из иероглифов, а по обе стороны моста на въездах были установлены чугунные фигуры сфинксов (скульптор П.П. Соколов). Скульптуры сфинксов отлиты на заводе Берда. Они были окрашены в желтый цвет. Металлические части моста были украшены в коричневый цвет, под бронзу. Устои сложены из бутовой кладки на деревянном свайном основании, облицованы гранитом. Архитектурные детали у сфинксов и решеток были вызолочены.

Проезжая часть — деревянная, была подвешена на 3-х металлических цепях, две по краям, а одна посередине моста. Тротуары устроены на консолях за пределами крайних цепей, а цепи едва касались середины настила. Египетский цепной мост прослужил 79 лет, на протяжении которых производились неоднократные ремонты.

20 января 1905 года закончилось существование Египетского цепного моста — он обрушился. Остались только сфинксы. По рассказам очевидцев, в этот день по мосту в одном направлении проходил эскадрон Конногвардейского полка, а в противоположном — 11 саней с возницами. Причиной обрушения послужила чувствительность цепных мостов к динамическим нагрузкам и отсутствие в то время качественных сталей для изготовления цепей. После катастрофы временно был сооружен девятипролетный деревянный балочный мост вблизи Усачева пер. (ныне пер. Макаренко), который неоднократно ремонтировался и просуществовал до постройки нового Египетского моста.

В 1954-1955 гг. по проекту инженера Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского был построен однопролетный металлический мост двухшарнирной рамной системы. "Ноги" рамы — железобетонные, а ригель металлическая балка переменной высоты. Устои массивные, бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Проезжая часть — железобетонные плиты, уложенные по металлическому ригелю, включена в совместную работу с ригелем. Устои и "ноги" рамы облицованы гранитом.

На въездах на мост установлены гранитные обелиски с фонарями. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

В 1979 г. было установлено железобетонное парапетное ограждение проезжей части, в 1988 г. оно заменено на гранитное.

В 2002-2004 гг. произведена реставрация 4-х фонарей.

В 2006 г. произведено покрытие золотой краской элементов декора фасада, реставрация трех сфинксов.

Дополнительная информация

Интересно, что, когда в 1825 году на заводе Берда отливали фигуры сфинксов, были также изготовлены две пробные копии. В начале XX века их приобрел купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом, и установил у своего дома. В 1960-х годах по инициативе П.П. Степнова, главного инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»), сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.