+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 18.08.2017 на 19.08.2017 мосты по Неве, Большой  и Малой Неве разводятся.

Все понятно!

Каменный мост

Россия, Санкт-Петербург
Каменный мост

Ширина моста: 15,08 м

Водная преграда: Канал Грибоедова

Общая длина: 19,7 м

Год открытия: 1752 (деревянный), 1776

Архитекторы: В. Назимов

Каменный мост на карте

Каменный мост соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова. Через него проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга.

Мост является одним из немногих подобных старейших строений в Санкт-Петербурге, которые не подверглись кардинальной реконструкции. Благодаря этому, в конструкции Каменного моста можно увидеть сохранившуюся характерную технологическую особенность мостостроения XVIII века – довольно крутой изгиб строения, часто встречающийся в арочных каменных сооружениях того времени.

Здесь с 1752 года существовала деревянная свайная переправа, именовавшаяся Средним мостом (по названию улицы).

Постоянный мост из камня по проекту инженера В.Назимова строился с 1767 года и был построен в 1776 году. Мост однопролетный, арочный. Пролетное строение представляет собой сплошной свод параболического очертания, облицованный с фасадов гранитом.

На мосту установлено перильное ограждение типа набережной канала Грибоедова: чугунные балясины с металлическим поручнем и гранитными тумбами. Арки, будто взлетевшие над каналом, являются точной копией перил набережной, просты в исполнении и не изменяют основы архитектурного образа. Эта архитектурная идея еще больше подчеркивалась существовавшими ранее четырьмя полукруглыми лестничными спусками на тротуар набережной. В последней четверти ХIХ века спуски ликвидировали и уменьшили крутизну въездов на мост.

Покрытие на мосту асфальтобетонное. Тротуар отделен от проезжей части гранитным поребриком.

Несмотря на то, что в Петербурге и по сей день насчитывается несколько каменных мостов, только этот мост через канал Грибоедова стал называться Каменным. Возможно, именно это сооружение стало первым каменным мостом в городе, где до того момента возводились лишь деревянные мосты. А может быть, мост получил свое красноречивое название потому, что в его облике особенно убедительно раскрыта своеобразная красота каменной кладки.

В 1988 году на мосту установили повышенный гранитный поребрик.

Каменный мост, охраняемый сегодня государством как ценный памятник архитектуры XVIII века, мог бы и не сохраниться до настоящего времени. Он чуть не пал жертвой заговора революционеров из общества «Народная воля» в 1880 году, когда при подготовке покушения на жизнь императора Александра II под Каменный мост был заложен динамит. Он должен был взорваться в момент проезда по нему экипажа государя. К счастью, мост не был разрушен. В 1881 году царь был убит на набережной того же канала, а мост и поныне существует. Заложенная под ним бомба, представлявшая собой 7 пудов динамита в четырех гуттаперчевых подушках, была обнаружена на дне канала весной 1881 года, во время следствия по «делу шестнадцати», когда Александр II был уже мертв.

Другим интересным фактом из истории Каменного моста стало то, что в начале XX века, когда в Санкт-Петербурге появились первые автобусы, въезды на мост оказались сложным препятствием для этих машин, поскольку были довольно крутыми. Дело доходило даже до того, что в час-пик кондукторам приходилось просить пассажиров выйти и пройти мост пешком. Только после этого разгруженная машина могла преодолеть трудный подъем. На мосту высаженные пассажиры вновь занимали свои места, и автобус следовал дальше по Гороховой улице, катясь под уклон.