+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Каменный мост

Россия, Санкт-Петербург
Каменный мост

Ширина моста: 15,08 м

Водная преграда: Канал Грибоедова

Общая длина: 19,7 м

Год открытия: 1752 (деревянный), 1776

Инженеры: В.И. Назимов

Каменный мост на карте

Характеристики  моста

Каменный мост перекинут через канал Грибоедова по оси Гороховой улицы и оединяет Казанский и Спасский острова, по мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга.

Каменный мост — это однопролетное арочное сооружение длиной 19,7 метров и шириной 15,08 метров.  Пролетное строение представляет собой сплошной свод параболического очертания, облицованный с фасадов гранитом.

Свод моста выложен из гранита, устои — из бутовой плиты. Облицовку Каменного моста составили гладкие гранитные блоки, чередующиеся с блоками в форме четырехгранных пирамид  — так называемый «бриллиантовый руст». При такой обработке выступающие грани, будучи отполированными, ярко сверкают на солнце, напоминая ограненные алмазы.

Рисунок перила моста повторяет узор перил набережной канала — чугунные балясины с массивными гранитными тумбами и металлическим поручнем. Покрытие на мосту асфальтобетонное. Тротуар отделен от проезжей части гранитным ограждением парапетного типа.

Мост является одним из немногих подобных старейших строений в Санкт-Петербурге, которые не подверглись кардинальной реконструкции. Благодаря этому, в конструкции Каменного моста можно увидеть сохранившуюся характерную технологическую особенность мостостроения XVIII века – довольно крутой изгиб строения, часто встречающийся в арочных каменных сооружениях того времени. 

Переправа находится на учете у Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) как памятник архитектуры XVIII века.

История моста

Здесь с 1752 года существовала деревянная свайная переправа, именовавшаяся Средним мостом  — по названию улицы: нынешняя Гороховая улица в 1730-х –1750-х годах называлась Средняя першпектива.

Постоянный мост из камня по проекту инженера В.Назимова строился с 1767 по 1776 году.

Изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но на рубеже XIX–XX веков спуски ликвидировали. Тогда же несколько уменьшили крутизну въездов на мост.

 

Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге и по сей день насчитывается несколько каменных мостов, только этот мост через канал Грибоедова стал называться Каменным. Возможно, именно это сооружение стало первым каменным мостом в городе, где до того момента возводились лишь деревянные мосты. А может быть, мост получил свое красноречивое название потому, что в его облике особенно убедительно раскрыта своеобразная красота каменной кладки.

В 1988 году на мосту установили повышенный гранитный парапет, отделяющий тротуар от проезжей части.

Дополнительная информация 

История Каменного моста связана с историей политической борьбы последней четверти XIX века. В 1880 году террористы из общества «Народная воля», готовя очередное покушение на императора Александра II, заложили под мостом 7 пудов динамита. Покушение в тот раз не состоялось: народовольцы не были уверены в мощности заложенной взрывчатки и отменили акцию. Бомбу обнаружили на дне Екатерининского канала весной 1881 года, уже после убийства  царя, во время следствия по «делу шестнадцати».

В начале XX века крутой подъем на Каменный мост оказался сложным препятствием для первых петербургских автобусов. По свидетельствам очевидцев, в час пик кондукторам приходилось высаживать пассажиров перед мостом, они переходили переправу пешком, а автобус ехал налегке. На другой стороне канала пассажиры вновь занимали свои места, и автобус следовал дальше по Гороховой улице, катясь под уклон.

Еще один интересный факт касается металлической стойки с именем моста — после войны и блокады такая стойка сохранилась только на Каменном мосту. В 1949 году она послужила образцом для изготовления аналогичных стоек с названиями других мостов Ленинграда.