+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 по Неве и Большой Неве разводятся мосты: Дворцовый с 01:10 до 01:40, Троицкий с 01:20 до 01:40. Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

 

Все понятно!

Юбилей Каменного моста


275-летнюю годовщину в этом году отмечает Каменный мост, перекинутый через канал Грибоедова по оси Гороховой улицы. В 1752 году здесь была построена первая переправа — Средний мост, в то время еще деревянный.

История

Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был проложен во второй половине XVIII века по руслу речки Глухой, другое ее название — Кривуша. Речка вытекала из болот в районе нынешней площади Искусств, южнее истока Мойки, и впадала в Фонтанку.

Нынешняя Гороховая улица в 1730-х –1750-х годах называлась Средняя перспектива. По плану градостроителя П.М. Еропкина эта улица была задумана как средний из трех лучей, расходящихся от Адмиралтейства (Большая перспектива — Невский проспект, Малая перспектива — Вознесенский проспект).

В 1752 году в створе Средней перспективы через Глухую речку была перекинута деревянная переправа, которая соединила Казанский и Спасский острова и получила название Средний мост.

План Столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии наук и художеств 1753 года. Средняя перспектива и Средний мост через Глухую речку.

Источник: http://retromap.ru/

В 1766–1776 годах по проекту инженера В.И. Назимова здесь был сооружен каменный однопролетный мост. Он получил название Каменный, так как стал одним из первых мостов через Екатерининский канал, полностью выполненных из камня. Некоторые историки полагают, что имя моста было призвано подчеркнуть уникальную красоту его каменной кладки.

Свод моста параболической формы выложен из гранита, устои — из бутовой плиты. Облицовку Каменного моста составили гладкие гранитные блоки, чередующиеся с блоками в форме четырехгранных пирамид — так называемый «бриллиантовый руст». При такой обработке выступающие грани, будучи отполированными, ярко сверкают на солнце, напоминая ограненные алмазы.

Перила моста выполнены как точная копия перил набережной — чугунные балясины с массивными гранитными тумбами и металлическим поручнем.

Каменный мост в начале XX века: https://pastvu.com/p/112680

Реконструкции и ремонты

Каменный мост входит в число старейших петербургских переправ, сохранивших свой исторический архитектурный облик, несмотря на небольшие переделки. Так, изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но на рубеже XIX–XX веков спуски ликвидировали. Тогда же несколько уменьшили крутизну въездов на мост.

В 1988 году на Каменном мосту установили высокие гранитные поребрики, отделяющие тротуары от проезжей части.

Каменный мост в 1950-е годы: https://pastvu.com/p/335842

Характеристики моста

Каменный мост — однопролетное арочное сооружение длиной 19,7 метров и шириной 15,08 метров. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга.

Переправа находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) как памятник архитектуры XVIII века.

Панорама

Информация для туристов

История Каменного моста связана с историей политической борьбы последней четверти XIX века. В 1880 году террористы из общества «Народная воля», готовя очередное покушение на императора Александра II, заложили под мостом 7 пудов динамита. Покушение в тот раз не состоялось: народовольцы не были уверены в мощности заложенной взрывчатки и отменили акцию. Бомбу обнаружили на дне Екатерининского канала весной 1881 года, уже после убийства царя, во время следствия по «делу шестнадцати».

В начале XX века крутой подъем на Каменный мост оказался сложным препятствием для первых петербургских автобусов. По свидетельствам очевидцев, в час пик кондукторам приходилось высаживать пассажиров перед мостом, они переходили переправу пешком, а автобус ехал налегке. На другой стороне канала пассажиры вновь занимали свои места, и автобус следовал дальше по Гороховой улице, катясь под уклон.

Еще один интересный факт касается металлической стойки с именем моста — после войны и блокады такая стойка сохранилась только на Каменном мосту. В 1949 году она послужила образцом для изготовления аналогичных стоек с названиями других мостов Ленинграда.

Каменный мост в проекте «Мосты Петербурга»