+7 (812) 577-78-43
Каменноостровский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 151,9 м
Водная преграда: р. Малая Невка
Архитекторы: П.А. Арешев и В.С. Васильковский
Год открытия: 1813 ("Бетанкуровский"), 1955 (современный)
Инженеры: А. Бетанкур (деревянный арочный) В.В. Демченко и Б.Б. Левин (современный)
Ширина моста: 36,1 м
Каменноостровский мост на карте
Характеристики моста
Каменноостровский мост (бывш. Бетанкуровский) расположен в створе Каменоостровского проспекта. Он перекинут через реку Малую Невку в створе Каменноостровского проспекта и соединяет Аптекарский и Каменный острова.
Это пятипролетное металлическое сооружение длиной 151,9 метров и шириной 36,1 метров. Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Постоянные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими нарезными балками со сплошными стенками и криволинейным очертанием нижнего пояса.
Мост — разводной, хотя в настоящее время разводка Каменноостровского моста не производится. Разводной пролет двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами, с электромеханическим приводом. Пролетное строение цельносварное.
Мост освещают 24 фонаря на 12 чугунных торшерах, установленных на русловых опорах и открылках моста. Въезды на мост украшены гранитными обелисками с бронзовым завершением по мотивам советской государственной символики. Перильное ограждение — чугунное, художественного литья с накладными декоративными элементами.
История моста
В 1760 году на р. Малой Невке был впервые наведен плашкоутный мост на 11 судах по проекту архитектора А.Ф. Висше.
В 1765 году его заменили новым наплавным мостом на 10 плашкоутах, а затем наплавной мост соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на сваях. Мост в таком виде неоднократно ремонтировался в дереве.
В 1811-1813 годах по проекту инженера А.А. Бетанкура на месте наплавного моста был сооружен первый в России семипролетный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Общая длина моста была 150.0 метров. В таком виде мост эксплуатировался 20 лет.
В 1802 году мост назвали Каменноостровским — по Каменному острову.
В 1811–1813 годах по проекту инженера А. Бетанкура на месте наплавного соорудили деревянный семипролетный арочный мост — первый деревянный арочный мост в России. Его арки состояли из брусьев, связанных зубьями, а каменные береговые устои на свайных основаниях — облицованы розовым гранитом. Мост стал выдающимся достижением инженерной мысли начала XIX века, и в народе за ним закрепилось название Бетанкуровский. При этом официально он по-прежнему оставался Каменноостровским, также употреблялось название 1-й Каменноостровский (в отличие от многочисленных других мостов на Каменном острове).
В 1859 году по проекту инженера А. Штукенберга была осуществлена полная перестройка моста, при которой арочная система была заменена сложной подкосной системой.
В 1899 году при очередном капитальном ремонте мост был полностью перестроен в дереве и превращен в 11-пролетный балочно-разрезной системы из 4-х деревянных рам с ручным приводом.
В 1938 году Каменноостровский мост был полностью реконструирован. Деревянные прогоны были заменены на металлические двутавровые балки, а ручной привод электрифицирован. Старые каменные устои с гранитной облицовкой были использованы, а промежуточные опоры отремонтированы.
В 1953-1955 годах, в связи с возросшей интенсивностью движения транспорта и ростом нагрузок, а также учитывая ветхое состояние моста, был сооружен новый пятипролетный металлический мост с разводным пролетом посередине, по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко и Б.Б. Левина и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского. Авторами была предложена оригинальная конструктивная схема моста с неравными, нарастающими от берегов к середине реки величинами пролетов, пропорциональными толщине опор. Благодаря чему разводной пролет в середине реки ничем не акцентируется. По этой типовой речной конструктивной схеме были построены Ушаковский и Сампсониевский мосты с добавлением береговых пролетов.
Каменноостровский мост представляет собой пятипролетное сооружение, постоянные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими нарезными балками со сплошными стенками и криволинейным очертанием нижнего пояса.
Разводной пролет двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами с электромеханическим приводом. Пролетное строение цельносварное. Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Железобетонная плита с железобетонным покрытием на разводном пролете здесь впервые применена вместо дощатого настила.
Перильное ограждение — чугунное, художественного литья с рисунком, навеянным классическими образцами XVIII века. На въездах моста установлены гранитные обелиски, увенчанные бронзовым завершением.
В 1999 году в процессе капитального ремонта на Каменноостровском мосту была произведена замена трамвайных путей, гидроизоляции проезжей части, выполнена полная замена асфальтобетонного покрытия на проезжей части моста и тротуарах.
В 2000 году на фасадах и опорах Каменноостровского моста была установлена художественная подсветка.
Дополнительная информация
На левом берегу реки Малой Невки находится Лопухинский сад, памятник ландшафтной архитектуры в английском пейзажном стиле. Своим современным обликом, с обилием прудов, проток, мостиков и беседок, сад обязан известному меценату — купцу В.Ф. Громову, который приобрел участок в 1848 году. Деревянная дача Громова, построенная здесь по проекту Г.И. Винтергальтера — яркий образец ранней эклектики в архитектуре. Дом принадлежит к числу памятников регионального значения.