+7 (812) 577-78-43
Юбилей Каменноостровского моста
215-летний юбилей отмечает в 2028 году Каменноостровский разводной мост через реку Малую Невку, соединяющий Аптекарский и Каменный острова. В 1813 году здесь была построена первая постоянная переправа — Бетанкуровский мост.
История
Наплавная переправа в этом месте появилась в 1750-х годах. Она была наведена на 11 барках-плашкоутах по проекту архитектора А.Ф. Висше.
В 1765 году мост перестроили, уменьшив число плашкоутов до 10. Еще через какое-то время его соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на свайных основаниях.
В 1802 году мост назвали Каменноостровским — по Каменному острову.
В 1811–1813 годах по проекту инженера А. Бетанкура на месте наплавного соорудили первый в России деревянный семипролетный арочный мост. Его арки состояли из брусьев, связанных зубьями, а каменные береговые устои на свайных основаниях — облицованы розовым гранитом. В строительстве принимали участие инженеры А.Д. Готман и С.О. Пантелеев, а также известный мастер-каменотес Самсон Суханов.
Мост стал выдающимся достижением инженерной мысли начала XIX века и и в народе за ним закрепилось название Бетанкуровский. При этом официально он по-прежнему оставался Каменноостровским, также употреблялось название 1-й Каменноостровский (в отличие от многочисленных других мостов на Каменном острове).
Августин де Бетанкур и Молина (1758–1824) — испанский, затем российский государственный деятель, ученый, инженер и архитектор, организатор транспортной системы Российской империи.
В таком виде мост простоял до 1859 года.
Реконструкции и ремонты
Переправа много раз перестраивалась в дереве.
В 1859 году переправу полностью перестроили по проекту инженера А.И Штукенберга. Обветшавшие деревянные арочные конструкции заменили деревянными балочными пролетами подкосной системы.
В 1875 году мост капитально отремонтировали, усилили и проложили по нему линию конной железной дороги (конка — предшественница трамвая).
В 1899 году мост снова перестроили в дереве. Теперь это было 11-пролетное сооружение балочно-разрезной системы с разводным пролетом из четырех деревянных рам. Мост разводился вручную.
В 1906–1907 годах по мосту пустили трамвай, и пролетные строения в очередной раз усилили.
В 1938 году проведена масштабная реконструкция переправы под руководством инженера П.П. Степнова. Деревянные прогоны заменены металлическими балками, ручной разводной механизм — электроприводом. Длина моста составила 152,5 метра, ширина — 18 метров.
К началу 1950-х годов Каменноостровский мост обветшал, резко возросла интенсивность движения транспорта по Кировскому (ныне Каменноостровскому) проспекту, и было принято решение о строительстве новой переправы. В 1953–1955 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского на месте старого деревянного моста соорудили пятипролетный металлический мост с центральным разводным пролетом.
При сооружении нового Каменноостровского моста было применено оригинальное инженерное решение, получившее известность как «незримый разводной пролет», с неравными, нарастающими от берегов к середине реки размерами пролетов, пропорциональными толщине опор. На разводном пролете, впервые в практике отечественного мостостроения, вместо традиционного деревянного настила были уложены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием.
Та же конструктивная схема была применена при сооружении Ушаковского моста через реку Большую Невку, который строился одновременно с Каменноостровским.
Каменноостровский мост был принят в эксплуатацию 30 декабря 1955 года.
В 1999 году на мосту был выполнен капитальный ремонт трамвайных путей, с заменой гидроизоляции проезжей части и дорожного покрытия.
В 2000 году переправа получила художественную подсветку.
Характеристики моста
Каменноостровский мост — разводной. Он перекинут через реку Малую Невку в створе Каменноостровского проспекта и соединяет Аптекарский и Каменный острова.
Это пятипролетное металлическое сооружение длиной 180,7 метров и шириной 27,6 метров. Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Постоянные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими неразрезными балками со сплошными стенками и криволинейным очертанием нижнего пояса.
Разводной пролет двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами, с электромеханическим приводом. Пролетное строение цельносварное.
В настоящее время разводка Каменноостровского моста не производится.
Мост освещают 24 фонаря на 12 чугунных торшерах, установленных на русловых опорах и открылках устоев моста. Въезды на мост украшены гранитными обелисками с бронзовым завершением по мотивам советской государственной символики. Перильное ограждение — чугунное, художественного литья с накладными декоративными элементами.
Информация для туристов
На левом берегу реки Малой Невки находится Лопухинский сад, памятник ландшафтной архитектуры в английском пейзажном стиле.
В начале XIX века этот участок земли принадлежал князю П.В. Лопухину, именно от его усадьбы и берет свое начало Лопухинский сад. Однако своим современным обликом, с обилием прудов, проток, мостиков и беседок, сад обязан известному меценату — купцу В.Ф. Громову, который приобрел участок в 1848 году.
Деревянная дача Громова, построенная здесь по проекту Г.И. Винтергальтера — яркий образец ранней эклектики в архитектуре. Дом принадлежит к числу памятников регионального значения.