+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2018 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2019 года.

Все понятно!

Демидов мост

Россия, Санкт-Петербург
Демидов мост

Ширина моста: 16,2 м

Водная преграда: Канал Грибоедова

Общая длина: 38,5 м

Год открытия: 1835

Архитекторы: А.И. Штакеншнейдер (решетка перил)

Тип конструкции: Cквозные фермы

Инженеры: Е.А. Адам, П.П. Базен

Демидов мост на карте

Характеристики моста

Демидов мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе переулка Гривцова, соединяет Казанский и Спасский острова. Длина моста по задним граням устоев – 38,5 метров, ширина между осями перил – 16,2 метров. Это однопролетная конструкция на каменных устоях, укрепленных сталежелезобетоном и облицованных гранитом. Пролетное строение металлическое арочное, собрано из чугунных тюбингов. Поверх чугунных арок — железобетонный бесшарнирный свод.

Устои моста – массивные, каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. Перила моста — чугунные решетки художественного литья, рисунок выполнен в виде веерообразных пальмовых листьев. На открылках моста – гранитные парапеты. Покрытие на мосту асфальтобетонное, а на открылках выложен тротуар из гранитных плит. На въездах моста установлены четыре чугунных торшера с четырехгранными фонарями. Проезжая часть моста отделена от тротуаров гранитным поребриком.

Мост косой в плане, его продольная ось пересекает Екатерининский канал под углом 51°.

История моста

В первой четверти XVIII века по оси нынешнего переулка Гривцова проходила дорога на Саарскую мызу или Сарское Село (впоследствии Царское Село и город Пушкин), по оси которой располагался деревянный балочный мост чеерз Глухую речку (ныне канал Грибоедова). 20 августа 1739 года дороге присвоили название Малая Саарская (Сарская) улица. Тогда же  переправу назвали Малый Саарский (или Сарский) мост. 

В 1776 году мост перестроили в дереве. 

Дошедший до нас однопролетный металлический мост был сооружен в 1834–1835 годах по проекту инженеров Е.А. Адама и П.П. Базена по типовым чертежам инженера В.И. Гесте. Металлическое арочное пролетное строение выполнено из 91 чугунной секции-тюбинга клиновидной формы, скрепленных болтами. Длина моста составила 33 метра, ширина — 16 метров. Переправу украсили ажурной чугунной решеткой и четырьмя фонарями на чугунных столбах. Металлические конструкции и декор моста изготовили на Александровском казенном чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге.  Строительство велось под наблюдением инженера Е.А. Адама. Мост открылся для движения в 1835 году. Автором орнамента перил моста, по одной из версий, был архитектор А.И. Штакеншнейдер.

Переправа получила название Банковский мост по расположенному рядом зданию Заемного банка, однако оно не прижилось, так как выше по течению Екатерининского канала уже существовал Банковский мост, построенный в 1826 году.  Мост стали называть Демидовым по одноименному переулку, где располагался участок горнозаводчика А.Г. Демидова. Сейчас это переулок Гривцова.

 

В 1954-1955 годах при ремонте моста проводились реставрационные работы по проекту архитектора А.Л. Ротача — восстановлены торшеры, фонари и перила моста, поврежденные в годы блокады.

В 1969 году восстановлена позолота архитектурных деталей моста.

В 1988 году установлено повышенное парапетное гранитное ограждение проезжей части.

В 1999 году была проведена реконструкция переправы по проекту инженера В.В. Зайцева. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, заменена гидроизоляция и фасадные листы пролетных строений, отреставрированы перила, торшеры и фонари.

Реконструкция выполнялась силами треста «Ленмостострой». При начале работ предполагалось провести полную разборку и бетонирование устоев моста. Однако когда пролеты были приподняты на временных подмостях и разобрана верхняя часть устоев, обнаружилось, что они собраны из массивных каменных блоков, и разобрать такую кладку очень сложно. Строителями было применено новое техническое решение – инъектирование бутовой кладки устоев. Для этого через всю толщу кладки высверлили скважины, ввели туда стальную арматуру и забетонировали под давлением. Проведенные испытания показали, что арматура прочно схвачена в бетоне и не может быть извлечена даже усилием в 40 тонн.

Дополнительная информация

Демидов мост включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения и находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Переулок Гривцова, по оси которого расположен мост, получил название в честь Героя Советского Союза Александра Гривцова, военного шофёра, участника обороны Ленинграда.