+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 02.11.2024 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Общая длина: 33,9 м

Водная преграда: р. Мойка

Архитекторы: Л.И. Ильин

Год открытия: 1710-е годы (деревянный), 1836 (каменный), 1907 (современный)

Инженеры: А.П. Пшеницкий

Ширина моста: 20,4 м

1-й Садовый мост на карте

Характеристики моста

1-й Садовый мост, перекинутый через реку Мойку по оси Садовой улицы, соединяет Спасский и 1-й Адмиралтейский острова в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Длина переправы — 33,9 метра, ширина — 20,4 метров. Мост однопролетный арочный, пролетное строение представляет собой стальную двухшарнирную арку со сквозным надарочным строением. Устои моста массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.

Перильное ограждение — чугунное художественного литья. Мост освещают 4 шестигранных фонаря на чугунных торшерах, которые, в свою очередь, установлены на гранитных тумбах.

История моста

Первая переправа в этом месте появилась в 1710-х годах после переустройства русла Мойки (в начале XVIII века — речка Мья). Изначально река вытекала из болот в районе современного Михайловского сада. Прямым каналом ее соединили с Фонтанной речкой (так в то время называлась Фонтанка) и через этот канал перекинули деревянный разводной мост с подъемной средней частью для пропуска мачтовых судов.

В XVIII веке мост носил имя 2-й Царицынский — по расположенному рядом Царицыну лугу (ныне Марсово поле). В 1820 году его переименовали в Михайловский по расположенному рядом Михайловскому (Инженерному) замку,  6 октября 1923 года он стал Садовым — по Садовой улице, и, наконец, в  1957 году переправа получила свое современное название — 1-й Садовый мост.

На рубеже XVIII и XIX веков на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны был возведен Михайловский замок Павла I, окруженный каналами. Подверглась перестройке и вся территория вокруг замка, включая мост через Мойку. В 1798–1801 годах на его месте соорудили новый — неразводной деревянный однопролетный мост с ригельно-подкосным пролетным строением на каменных устоях.

В 1820-х годах Садовая улица была продлена до Марсова поля, и возникла необходимость в реконструкции Михайловского моста. По проекту инженеров П.П. Базена, А.Д. Готмана и И.Ф. Буттаца в 1835–1836 годах соорудили каменный мост через Мойку. Переправа представляла собой однопролетное арочное сооружение, пролетное строение — пологий каменный свод, фасады облицованы гранитом. Устои моста массивные, каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установили чугунные перила с круглыми ажурными щитами и скрещенными копьями. Этот рисунок перекликается орнаментом нижней части ворот у здания Русского музея, который был создан К.И. Росси. Фонарные торшеры выполнены в виде связок пик с накладками из щитов и венков и увенчаны двуглавыми орлами. Похожие фонари были установлены в 1827 году на Суворовском наплавном мосту.

В 1906-1907 годах к открытию трамвайного движения по Садовой улице мост был полностью перестроен по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Каменный свод был заменен стальным, и эта конструкция сохранилась до наших дней. Каменный свод был заменен на 9 металлических двухшарнирных арок, на которые опирается при помощи металлических стоек верхнее строение. 

Утраченные к тому времени декор моста и торшеры с фонарями были восстановлены в 1913 году. Отливки выполнялись на частном литейном заводе "Труд".

В годы блокады пышный декор был значительно поврежден, а затем воссоздан в ходе реставрационных работ, которые последовательно проводились в 1951, 1967, 1969 и 1995 годах.

Последний по времени капитальный ремонт 1-го Садового моста производился в 2003 году по проекту АО «Институт «Стройпроект». В том числе отреставрированы торшеры и позолочены детали архитектурного декора.

Дополнительная информация

1-й Садовый мост относится к серии мостов, построенных по типу Пантелеймоновского через р. Фонтанку, Поцелуева через р. Мойку и разобранного Введенского через засыпанный ныне Введенский канал. Различаются они только характером надмостовых строений.

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.