+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей 1-го Садового Моста


1-й Садовый мост, перекинутый через Мойку по оси Садовой улицы, отмечает 120-летнюю годовщину масштабной реконструкции, в результате которой переправа приобрела свой современный облик. Мост был перестроен в 1906–1907 годах.

История

Первая переправа в этом месте появилась в 1710-х годах после переустройства русла Мойки (в начале XVIII века — речка Мья). Изначально река вытекала из болот в районе современного Михайловского сада. Прямым каналом ее соединили с Фонтанной речкой (так в то время называлась Фонтанка) и через этот канал перекинули деревянный разводной мост с подъемной средней частью для пропуска мачтовых судов.

Первый деревянный мост на плане 1717 года. Карту составил Николя де Фер, один из наиболее прославленных французских географов и картографов конца XVII - начала XVIII века. Источник: http://www.spbin.ru/photos/maps/map_spb_1717_high.jpg

В 1740-х годах мост стал служить для сообщения с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны, который был возведен на левом берегу Мойки, недалеко от места ее слияния с Фонтанкой.

Летний дворец Елизаветы Петровны, вид со стороны Летнего сада, справа — деревянный подъемный мост (картина неизвестного художника XVIII века). Источник: http://rusmuseumvrm.ru/

В XVIII веке мост носил имя 2-й Царицынский — по расположенному рядом Царицыну лугу (ныне Марсово поле). В 1820 году его переименовали в Михайловский по расположенному рядом Михайловскому (Инженерному) замку, 6 октября 1923 года он стал Садовым — по Садовой улице, и, наконец, в 1957 году переправа получила свое современное название — 1-й Садовый мост.

Реконструкции и ремонты

На рубеже XVIII и XIX веков на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны был возведен Михайловский замок Павла I, окруженный каналами. Подверглась перестройке и вся территория вокруг замка, включая мост через Мойку. В 1798–1801 годах на его месте соорудили новый — неразводной деревянный однопролетный мост с ригельно-подкосным пролетным строением на каменных устоях.

В 1820-х годах Садовая улица была продлена до Марсова поля, и возникла необходимость в реконструкции Михайловского моста. Инженеры П.П. Базен, А.Д. Готман и И.Ф. Буттац представили Николаю I несколько вариантов проекта новой переправы.

Неосуществленный проект чугунного Михайловского моста П.П. Базена, 1835 год http://www.arhplan.ru/img/articles/317-variant-proekta-mihaylovskogo-mosta-inzh-bazen-1835-g.jpg

В итоге из проектов, представленных тремя инженерами, был выбран проект каменного моста, который и построили в 1835–1836 годах. Переправа представляла собой однопролетное арочное сооружение на каменных устоях, пролетное строение — пологий каменный свод, фасады облицованы гранитом.

На мосту установили чугунные перила с круглыми ажурными щитами и скрещенными копьями. Этот рисунок перекликается с орнаментом нижней части ворот у здания Русского музея, созданным К.И. Росси.

Фонарные торшеры выполнены в виде связок пик с накладками из щитов и венков и увенчаны двуглавыми орлами. Похожие фонари были установлены в 1827 году на Суворовском наплавном мосту.

Вид на Михайловской мост с Марсова поля, середина XIX века. Источник: https://pastvu.com/p/153098

Михайловский мост в начале XX века, до реконструкции (свод еще каменный): https://pastvu.com/p/114402

В 1906–1907 годах Михайловский мост перестроили по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Каменный свод был заменен стальным, и эта конструкция сохранилась до наших дней. Утраченные к тому времени перильные решетки и фонари были восстановлены в 1913 году.

Проект моста: http://www.arhplan.ru/img/articles/379-mihaylovskiy-most-cherez-r-moyku.jpg

В годы блокады пышный декор был значительно поврежден, а затем воссоздан в ходе реставрационных работ, которые последовательно проводились в 1951, 1967, 1969 и 1995 годах.

Последний по времени капитальный ремонт 1-го Садового моста производился в 2003 году по проекту АО «Институт «Стройпроект». В том числе отреставрированы торшеры и позолочены детали художественного декора.

Реконструкция фонарей

Характеристики моста

1-й Садовый мост соединяет Спасский и 1-й Адмиралтейский острова в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Длина переправы — 33,9 метра, ширина — 20,4 метров. Мост однопролетный арочный, пролетное строение представляет собой стальную двухшарнирную арку со сквозным надарочным строением. Устои моста массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.

Перильное ограждение — чугунное художественного литья. Мост освещают 4 шестигранных фонаря на чугунных торшерах, которые, в свою очередь, установлены на гранитных тумбах.

Автор фото — А.В. Клопский

Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

1-й Садовый мост расположен в красивейшем месте Санкт-Петербурга и окружен знаменитыми парками и памятниками архитектуры: по левому берегу Мойки находятся ансамбль Михайловского (Инженерного) замка и Михайловский сад, по правому — Летний сад и Марсово поле.

Вдоль набережной Мойки, ниже по течению, до 2-го Садового моста, расположены причалы, откуда можно отправиться на водную прогулку по рекам и каналам Петербурга.

1-й Садовый мост в проекте «Мосты Петербурга»