+7 (812) 577-78-43
Юбилей Шлиссельбургского моста
200-летний юбилей отмечает в 2028 году Шлиссельбургский мост, перекинутый через Обводный канал у его истока, где канал вытекает из реки Невы. 200 лет назад здесь была сооружена первая деревянная переправа.
История
Первый деревянный мост в этом месте известен с 1828 года. Тогда он назывался Заводским — по Казенному стекольному заводу, расположенному неподалеку, на левом берегу Обводного канала.
Название моста менялось несколько раз, вслед за переменами в названии магистрали, по оси которой он расположен.
Почтовая дорога, проложенная в XVIII веке по левому берегу Невы от Александро-Невской лавры, вела в Шлиссельбург и далее — в Архангельск. С 1733 года до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога, с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт, со второй половины XIX века за ней закрепилось название Шлиссельбургский проспект. Одновременно бытовали такие названия, как Архангелогородская дорога и Архангелогородский тракт. И наконец, с 1952 года трасса получила свое современное название — проспект Обуховской Обороны.
Множество переименований, официальных и стихийных, претерпел и мост. С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост. С 1849 по 1868 год – Ново-Архангельский мост, позднее, вплоть до 1929 года — Архангелогородский мост.
С 1930-х годов за переправой окончательно закрепилось название Шлиссельбургский мост (в честь Обуховской Обороны был наименован соседний мост, перекинутый через реку Монастырку там, где она вытекает из Невы).
Реконструкции и ремонты
В 1833 году по проекту инженера П.П. Базена здесь был построен новый однопролетный деревянный арочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом.
В 1886 году мост реконструировали по проекту и под наблюдением инженера М.Ф. Андерсина: пролет был перекрыт арками из дубового бруса, береговые устои повышены, установлены металлические перила. После перестройки мост стал шире на 1,95 метров и выше на 61 см.
Через переправу проложили путь пригородного парового трамвая.
От искры парового трамвая деревянный мост в 1920 году и сгорел. Переправу восстановили, но ее пропускная способность уже была недостаточной для возросшего движения по Шлиссельбургскому проспекту. В 1928–1929 годах по проекту инженеров В.Д. Васильева и О.Е. Бугаевой здесь соорудили новый железобетонный однопролетный мост. (По подобному проекту в те же годы был построен Ново-Калинкин мост через Обводный канал).
В 1997 году выполнен ремонт арок пролетного строения и устройство гидроизоляции, установлено повышенное железобетонного ограждение, заменено трамвайное полотно. В 2011 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей.
В настоящее время в институте «Ленгипроинжпроект» ведется разработка проекта реконструкции Шлиссельбургского моста.
Характеристика моста
Шлиссельбургский мост перекинут через Обводный канал у его истока, в створе проспекта Обуховской обороны. Длина переправы — 27,2 метров, ширина — 24 метра.
По конструкции это однопролетное арочное сооружение. Пролетное строение состоит из 9 железобетонных арок, на них, посредством железобетонных колонн, опирается проезжая часть. Устои моста — бетонные, на свайном основании.
Перильное ограждение железобетонное, на открылках моста – металлическая решетка. Тротуары отделены от проезжей части бетонным ограждением МТ-3 высотой 80 см.
На сегодняшний день мост входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
Информация для туристов
Ниже по течению на левом берегу реки Невы расположена Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Монастырь был основан Петром I в 1713 году.