+7 (812) 577-78-43
Шлиссельбургский мост
Категория: Автомобильные мосты
Ширина моста: 24 м
Водная преграда: Обводный канал
Общая длина: 34,8 м
Год открытия: 1828 (деревянный), 1929
Инженеры: Б.Д. Васильев, О.Е. Бугаева
Шлиссельбургский мост на карте
Характеристика моста
Шлиссельбургский мост перекинут через Обводный канал у его истока, в створе проспекта Обуховской обороны. Длина переправы — 34,8 метров, ширина — 24 метра.
По конструкции это однопролетное арочное сооружение. Пролетное строение состоит из 9 железобетонных арок, на них, посредством железобетонных колонн, опирается проезжая часть. Устои моста — бетонные, на свайном основании.
Перильное ограждение железобетонное, на открылках моста – металлическая решетка. Тротуары отделены от проезжей части бетонным ограждением МТ-3 высотой 80 см. Проезжая часть моста включает в себя шесть полос для движения автотранспорта (в том числе, два трамвайных пути). Покрытие проезжей части и тротуаров – асфальтобетон.
История моста
Первый деревянный мост в этом месте известен с 1828 года. Тогда он назывался Заводским — по Казенному стекольному заводу, расположенному неподалеку, на левом берегу Обводного канала. Название моста менялось несколько раз, вслед за переменами в названии магистрали, по оси которой он расположен.
На том месте, где сейчас располагается проспект Обуховской обороны, в XVIII веке пролегал почтовый путь на Шлиссельбург – Ключ-город (Петрокрепость) и Архангельск. Проспект Обуховской обороны получил это наименование в память о большой стачке революционеров, которая произошла в 1901 году на Обуховском заводе. Завод, в свою очередь, имел такое наименование по фамилии П.М. Обухова, который был одним из его зачинателей. Талантливый инженер горных дел и металлург, он создал новую методику, по которой были отлиты первые в России стальные пушки.
Множество переименований, официальных и стихийных, претерпел и мост. С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост. С 1849 по 1868 год – Ново-Архангельский мост, позднее, вплоть до 1929 года — Архангелогородский мост.
В 1833 году по проекту П.П. Базена здесь был построен новый однопролётный мост с деревянными пролётными строениями и облицованными гранитом опорами.
В 1886 году по проекту и под наблюдением инженера М.Ф. Андерсина мост был перестроен в арочный, с ездой поверху, с возведением каменных устоев, облицованных гранитом, на свайном основании. Деревянные арки были изготовлены из дубовых брусьев. На мосту установили чугунное ограждение, а также проложили путь пригородной паровой железной дороги.
От искры парового трамвая деревянный мост в 1920 году и сгорел. Переправу восстановили, но ее пропускная способность уже была недостаточной для возросшего движения по Шлиссельбургскому проспекту. В 1928–1929 годах по проекту инженеров В.Д. Васильева и О.Е. Бугаевой здесь соорудили новый железобетонный однопролетный мост. С 1930-х годов за переправой окончательно закрепилось название Шлиссельбургский мост (в честь Обуховской Обороны был наименован соседний мост, перекинутый через реку Монастырку там, где она вытекает из Невы)
В 1997 году был произведен ремонт арок пролетного строения, установка повышенного железобетонного ограждения, устройство гидроизоляции, а также было заменено трамвайное полотно.
В 2011 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей.
Дополнительная информация
На сегодняшний день мост входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения. В настоящее время в институте «Ленгипроинжпроект» ведется разработка проекта реконструкции Шлиссельбургского моста.