+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

 

Все понятно!

Юбилей Шлиссельбургского моста


Юбилейную дату отмечает в 2017 году Шлиссельбургский мост, перекинутый через Обводный канал у его истока, где канал вытекает из реки Невы. 189 лет назад здесь была сооружена первая деревянная переправа.

История

Первый деревянный мост в этом месте известен с 1828 года. Тогда он назывался Заводским — по Казенному стекольному заводу, расположенному неподалеку, на левом берегу Обводного канала.

Заводской мост и Казенный стекольный завод на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Название моста менялось несколько раз, вслед за переменами в названии магистрали, по оси которой он расположен.

Почтовая дорога, проложенная в XVIII веке по левому берегу Невы от Александро-Невской лавры, вела в Шлиссельбург и далее — в Архангельск. С 1733 года до 1830-х годов она  именовалась Шлиссельбургская дорога, с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт, со второй половины XIX века за ней закрепилось название Шлиссельбургский проспект. Одновременно бытовали такие названия, как Архангелогородская дорога и Архангелогородский тракт. И наконец, с 1952 года трасса получила свое современное название — проспект Обуховской Обороны.

Множество переименований, официальных и стихийных, претерпел и мост. С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост. С 1849 по 1868 год – Ново-Архангельский мост, позднее, вплоть до 1929 года — Архангелогородский мост.

Архангелогородский мост на карте Санкт-Петербурга 1880 года

С 1930-х годов за переправой окончательно закрепилось название Шлиссельбургский мост (в честь Обуховской Обороны был наименован соседний мост, перекинутый через реку Монастырку там, где она вытекает из Невы).

Шлиссельбургский мост

Реконструкции и ремонты

В 1833 году по проекту инженера П.П. Базена здесь был построен новый однопролетный деревянный арочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом.  

В 1886 году мост реконструировали по проекту и под наблюдением инженера М.Ф. Андерсина: пролет был перекрыт арками из дубового бруса, береговые устои повышены, установлены металлические перила. После перестройки мост стал шире на 1,95 метров и выше на 61 см.

Через переправу проложили путь пригородного парового трамвая.

Паровой трамвай на Шлиссельбургском проспекте

От искры парового трамвая деревянный мост в 1920 году и сгорел. Переправу восстановили, но ее пропускная способность уже была недостаточной для возросшего движения по Шлиссельбургскому проспекту. В 1928–1929 годах по проекту инженеров В.Д. Васильева и О.Е. Бугаевой здесь соорудили новый железобетонный однопролетный мост. (По подобному проекту в те же годы был построен Ново-Калинкин мост через Обводный канал).

В 1997 году выполнен ремонт арок пролетного строения и устройство гидроизоляции, установлено повышенное железобетонного ограждение, заменено трамвайное полотно. В 2011 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей.

В настоящее время в институте «Ленгипроинжпроект» ведется разработка проекта реконструкции Шлиссельбургского моста.

Характеристика моста

Шлиссельбургский мост перекинут через Обводный канал у его истока, в створе проспекта Обуховской обороны. Длина переправы — 27,2 метров, ширина — 24 метра.

По конструкции это однопролетное арочное сооружение.  Пролетное строение состоит из 9 железобетонных арок, на них, посредством железобетонных колонн, опирается проезжая часть. Устои моста — бетонные, на свайном основании.

Перильное ограждение железобетонное, на открылках моста – металлическая решетка. Тротуары отделены от проезжей части бетонным ограждением МТ-3 высотой 80 см.

На сегодняшний день мост входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Информация для туристов

Ниже по течению на левом берегу реки Невы расположена Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Монастырь был основан Петром I в 1713 году.

Шлиссельбургский мост в проекте «Мосты Петербурга»