+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ушаковского моста
В 2018 году отмечает 198-летний юбилей первый постоянный мост, перекинутый через Большую Невку между Каменным островом и Выборгской стороной. Это был 2-й Каменноостровский или Строгановский мост, ныне известный нам как Ушаковский.
История
Первый наплавной мост через реку Большую Невку был наведен здесь в 1786 году. Он стоял на 12 барках-плашкоутах и соединял восточную оконечность Каменного острова с Выборгской стороной.
В начале XIX века наплавной мост перестроили, плашкоутов осталось 11.
В 1820 году немного ниже по течению реки, в створе Строгановской улицы (ныне улица Академика Крылова), была построена постоянная разводная переправа свайной конструкции. Мост имел 18 пролетов с двукрылым разводным пролетом у левого берега.
Первоначально мост назывался Каменноостровским, но в 1802 году такое же наименование присвоили соседнему мосту, переброшенному южнее через реку Малую Невку, поэтому мост через реку Большую Невку стали называть Вторым Каменноостровским.
Параллельно употреблялись имена Строганов или Строгановский мост — по расположенной на правом берегу реки Большой Невки даче графов Строгановых. В 1830-х годах название Строгановский закрепилось за мостом на 120 лет.
15 декабря 1952 года мост был официально переименован в Ушаковский в честь адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Федор Федорович Ушаков (13 февраля 1745 года – 2 октября 1817 года) — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом, затем — русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирал. Он провел 43 морских сражения, в которых не потерял ни одного корабля и не потерпел ни одного поражения. В 2001 году причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Адмирал Ф.Ф. Ушаков
Реконструкции и ремонты
Переправу неоднократно ремонтировали в дереве. Наиболее масштабная реконструкция была проведена в середине XIX века, в результате чего в 1853 году на этом месте появился деревянный многопролетный разводной мост ригельно-подкосной системы.
В 1906–1907 годах мост перестроили при прокладке трамвайной линии. Затем его ремонтировали в 1911 и 1924 годах.
В 1935 году деревянные пролетные строения разводного пролета заменили металлическими клепаными балками.
В то время разводной пролет моста был двукрылым раскрывающейся системы с горизонтальной осью вращения, он был десятым по счету от левого берега реки Большой Невки и разводился с помощью электромеханического привода.
Последняя по времени реконструкция выполнена в 1953–1955 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект», авторы — инженеры В.В. Демченко и Б.Б. Левин, архитекторы П.А. Арешев и В.С. Васильковский. На месте старого деревянного моста соорудили новый металлический.
В проекте Ушаковского моста применено оригинальное инженерное решение, получившее известность как «незримый разводной пролет», с неравными нарастающими от берегов к середине реки размерами пролетов, пропорциональными толщине опор. На разводном пролете, впервые в практике отечественного мостостроения, вместо традиционного деревянного настила была устроена железобетонная плита с асфальтовым покрытием.
Та же конструктивная схема была применена при сооружении Каменноостровского моста, который строился одновременно с Ушаковским.
В 1999–2000 годах при строительстве Ушаковской транспортной развязки набережная была расширена, в связи с этим правобережное пролетное строение моста засыпали. В 2000 году выполнены работы по капитальному ремонту дорожного покрытия и трамвайных путей.
В июле–августе 2017 года на Ушаковском мосту проходил ремонт, в ходе которого заменено асфальтобетонное покрытие проезжей части, обновлена дорожная разметка.
Характеристики моста
Ушаковский мост перекинут через реку Большую Невку в створе Каменноостровского проспекта и улицы Академика Крылова, он соединяет Каменный остров с Выборгской стороной. Длина переправы — 237 метров, ширина — 27 метров.
Мост – разводной с электромеханическим приводом, но в настоящее время не разводится. Он представляет собой 11-пролетное сооружение с разводным пролетом посередине. Разводной пролет — двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами. В поперечном сечении пролетное строение состоит из шести цельносварных главных балок.
Постоянные речные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими неразрезными балками, а береговые пролеты — трехпролетными железобетонными неразрезными балками с декоративными фасадными двухпролетными арками, облицованными гранитом.
Речные опоры железобетонные, на высоких свайных ростверках, облицованы гранитом. Перила чугунные художественного литья с орнаментом в виде якоря, звезды и лаврового венка.
При въездах на мост установлены чугунные колонны с каннелюрами и оригинальным завершением. В композицию включены барельефные изображения ордена адмирала Ушакова на фоне знамен.
Информация для туристов
В 2000 году, после ввода в эксплуатацию новой эстакады Ушаковской развязки, одноименный мост стал частью единого инженерно-архитектурного ансамбля, посвященного победам российского флота.
Развязка была создана архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», авторы проекта — В.Ф. Хиврич, И.Г. Бахорина и В.С. Васильковский. Военно-морская тематика присутствует как в большинстве конструктивных элементов сооружения, так и в декоре. Доминанта ансамбля — массивные опоры эстакады с завершением в виде корабельных пушек, установленных на консольные площадки. Эти пушки, а также декоративные элементы светильников стали последней работой архитектора В.С. Васильковского, который в начале 1950-х годов проектировал Ушаковский мост.
Здесь же, на Ушаковской набережной, 17/1, расположена Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, одно из старейших военно-морских учебных заведений в России. Академия была создана в 1827 году, одним из ее основателей и первым начальником стал адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Здание академии на Ушаковской набережной построено в 1938–1941 годах по проекту архитекторов А.И. Васильева и А.П. Романовского.