+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы - с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении "Мосты Петербурга". Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

Все понятно!

Юбилей Каменноостровского моста


205-летний юбилей отмечает в 2018 году Каменноостровский разводной мост через реку Малую Невку, соединяющий Аптекарский и Каменный острова. В 1813 году здесь была построена первая постоянная переправа — Бетанкуровский мост.

История

Наплавная переправа в этом месте появилась в 1750-х годах. Она была наведена на 11 барках-плашкоутах по проекту архитектора А.Ф. Висше.

Переправа через Малую Невку на плане Санкт-Петербурга 1756 года

В 1765 году мост перестроили, уменьшив число плашкоутов до 10. Еще через какое-то время его соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на свайных основаниях.

В 1802 году мост назвали Каменноостровским — по Каменному острову.

В 1811–1813 годах по проекту инженера А. Бетанкура на месте наплавного соорудили первый в России деревянный семипролетный арочный мост. Его арки состояли из брусьев, связанных зубьями, а каменные береговые устои на свайных основаниях — облицованы розовым гранитом. В строительстве принимали участие инженеры А.Д. Готман и С.О. Пантелеев, а также известный мастер-каменотес Самсон Суханов.

Мост стал выдающимся достижением инженерной мысли начала XIX века и был переименован в честь своего создателя — в Бетанкуровский. При этом параллельно по-прежнему употреблялось название Каменноостровский, а также 1-й Каменноостровский (в отличие от многочисленных других мостов на Каменном острове).

Августин де Бетанкур и Молина (1758–1824) — испанский, затем российский государственный деятель, ученый, инженер и архитектор, организатор транспортной системы Российской империи.

Чертеж Бетанкуровского моста

В таком виде мост простоял до 1859 года.

Галактионов С.Ф. Въезд на мост со стороны Каменного острова. 1822 год.

В начале XX века мосту возвратили его историческое название — Каменноостровский.

Реконструкции и ремонты

Переправа много раз перестраивалась в дереве.

Бетанкуровский мост. Русский художественный листок № 20, 1853 год.

В 1859 году переправу полностью перестроили по проекту инженера А.И Штукенберга. Обветшавшие деревянные арочные конструкции заменили деревянными балочными пролетами подкосной системы.

В 1875 году мост капитально отремонтировали, усилили и проложили по нему линию конной железной дороги (конка — предшественница трамвая).

В 1899 году мост снова перестроили в дереве. Теперь это было 11-пролетное сооружение балочно-разрезной системы с разводным пролетом из четырех деревянных рам. Мост разводился вручную.

Каменноостровский мост на открытке начала XX века

В 1906–1907 годах по мосту пустили трамвай, и пролетные строения в очередной раз усилили.

Трамвай на Каменноостровском мосту, 1908–1915 годы

В 1938 году проведена масштабная реконструкция переправы под руководством инженера П.П. Степнова. Деревянные прогоны заменены металлическими балками, ручной разводной механизм — электроприводом. Длина моста составила 152,5 метра, ширина — 18 метров.

К началу 1950-х годов Каменноостровский мост обветшал, резко возросла интенсивность движения транспорта по Кировскому (ныне Каменноостровскому) проспекту, и было принято решение о строительстве новой переправы. В 1953–1955 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского на месте старого деревянного моста соорудили пятипролетный металлический мост с центральным разводным пролетом.

Ход строительства нового моста, 1953–1954 годы

Ход строительства нового моста, 1953–1954 годы

Ход строительства нового моста, 1953–1954 годы

Ход строительства нового моста, 1953–1954 годы

При сооружении нового Каменноостровского моста было применено оригинальное инженерное решение, получившее известность как «незримый разводной пролет», с неравными, нарастающими от берегов к середине реки размерами пролетов, пропорциональными толщине опор. На разводном пролете, впервые в практике отечественного мостостроения, вместо традиционного деревянного настила были уложены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием.

Та же конструктивная схема была применена при сооружении Ушаковского моста через реку Большую Невку, который строился одновременно с Каменноостровским.

Каменноостровский мост был принят в эксплуатацию 30 декабря 1955 года.

В 1999 году на мосту был выполнен капитальный ремонт трамвайных путей, с заменой гидроизоляции проезжей части и дорожного покрытия.

В 2000 году переправа получила художественную подсветку.

Характеристики моста

Каменноостровский мост — разводной. Он перекинут через реку Малую Невку в створе Каменноостровского проспекта и соединяет Аптекарский и Каменный острова.

Это пятипролетное металлическое сооружение длиной 180,7 метров и шириной 27,6 метров. Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Постоянные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими неразрезными балками со сплошными стенками и криволинейным очертанием нижнего пояса.

Разводной пролет двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами, с электромеханическим приводом. Пролетное строение цельносварное.

В настоящее время разводка Каменноостровского моста не производится.

Мост освещают 24 фонаря на 12 чугунных торшерах, установленных на русловых опорах и открылках устоев моста. Въезды на мост украшены гранитными обелисками с бронзовым завершением по мотивам советской государственной символики. Перильное ограждение — чугунное, художественного литья с накладными декоративными элементами.

Информация для туристов

На левом берегу реки Малой Невки находится Лопухинский сад, памятник ландшафтной архитектуры в английском пейзажном стиле.

В начале XIX века этот участок земли принадлежал князю П.В. Лопухину, именно от его усадьбы и берет свое начало Лопухинский сад. Однако своим современным обликом, с обилием прудов, проток, мостиков и беседок, сад обязан известному меценату — купцу В.Ф. Громову, который приобрел участок в 1848 году.

Деревянная дача Громова, построенная здесь по проекту Г.И. Винтергальтера — яркий образец ранней эклектики в архитектуре. Дом принадлежит к числу памятников регионального значения.

Дача Громова

Каменноостровский мост в проекте «Мосты Петербурга»