+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 20.05.2018 на 21.05.2018  мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

 

 

 

 

Все понятно!

Юбилей Большого Конюшенного моста


В 2018 году отмечает 190-летний юбилей Большой Конюшенный мост, перекинутый через реку Мойку в створе Мошкова переулка. Мост был открыт 6 декабря 1828 года и сохранил свой исторический облик до наших дней.

История

Первая переправа в этом месте зафиксирована на плане Санкт-Петербурга 1737 года. Первоначально мост был известен как Греческий — в XVIII веке на правом берегу реки Мойки находилась греческая слобода. Затем переправа сменила несколько имен: мост у Мошкова переулка, Конюшенный, Второй Конюшенный и, наконец, в XIX веке за мостом закрепилось его современное название — Большой Конюшенный, по зданию Главных императорских конюшен, расположенному на левом берегу реки.

Мост через реку Мойку на плане Санкт-Петербурга, цифрой 22 обозначен Конюшенный двор

В 1753 году переправу перестроили по проекту голландского мастера Германа ван Болеса. Теперь это был деревянный балочный мост, обшитый досками, раскрашенными под камень, с деревянными перилами.

Мост через Мойку, начало XIX века. Карл Иванович Кольман (1786—1847)

В 1828 году на месте деревянного моста был возведен чугунный. Его проект разработали инженеры Е.А. Адам и В.К. Треттер на основе типовых чертежей инженера В.И. Гесте, но с некоторыми усовершенствованиями. Типовой проект предусматривал строительство неразводных однопролетных мостов с арочным пролетным строением из сплошных чугунных тюбингов длиной до 3 м, соединенных болтами и запущенных в тело устоя.

Типовой чертеж чугунных арочных мостов

По предложению инженера П.П. Базена, в потолке и стенках тюбингов стали делать эллиптические отверстия, что позволило облегчить конструкцию и сэкономить металл. Это инновационное решение было применено и в проекте Большого Конюшенного моста.

Интересно, что тюбинги, из которых была смонтирована чугунная арка, первоначально предназначались для сооружения Мало-Конюшенного моста, но не понадобились, так как было принято решение строить «Трехмостье» по другому проекту.

6 декабря 1828 года переправа открылась для движения. Инженер Е.А. Адам, оценивая готовый мост, писал: «…быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведен подбор их по цвету и по высоте… Что касается до внешних узоров — карнизов, фризов, кронштейнов, решеток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал… отличное искусство, с которым оные отлиты в казенном литейном заводе…»  (Цитируется по книге Б.И. Антонова «Мосты Санкт-Петербурга»).

Декор Большого Конюшенного моста

Реконструкции и ремонты

В связи с деформациями опор и пролетных строений, в 1935 году мост капитально отремонтировали по проекту инженеров М.И. Жданова и А.Д. Саперштейн. Часть тела опор и надсводное кирпичное заполнение заменили железобетонным монолитным бесшарнирным сводом. Реконструкция, консультантом которой выступил профессор Г.П. Передерий, позволила разгрузить чугунный свод и тем самым сохранить мост как памятник архитектуры и инженерной мысли XIX века.

В 1951 году решетки перильного ограждения, торшеры и фонари отреставрировали по проекту архитектора А.Л. Ротача.

В 1999–2000 годах выполнен ремонт переправы, в ходе которого заменена гидроизоляция, проведена реставрация фасадов моста, перил и торшеров.

Характеристики моста

Большой Конюшенный мост расположен в створе Конюшенного и Мошкова переулков и соединяет Казанский и 1-й Адмиралтейский острова. Переправа представляет собой однопролетное арочное металлическое сооружение длиной 28,4 метров и шириной 11,6 метра.

Береговые устои — из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом. Фасады пролетного строения закрыты чугунными листами с орнаментом художественного литья. При въездах на мост на гранитных парапетах установлены чугунные торшеры с фонарями. Перила выполнены в виде часто расставленных дротиков с фигурной накладной арматурой. Детали декора моста позолочены.

Архитектурный облик переправы с начала XIX века дошел до нас практически неизменным. Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

В непосредственной близости от моста расположен памятник архитектуры, давший свое название Большому и Малому Конюшенным мостам, Большой и Малой Конюшенной улицам, Конюшенной площади и одноименному переулку. Это Главные императорские конюшни, возведенные в 1720–1723 годах архитектором Н.Ф. Гербелем и реконструированные в 1817—1823 годах В.П. Стасовым.

Сложное по конфигурации здание с многоугольным двором занимает весь квартал между рекой Мойкой, Конюшенной площадью и каналом Грибоедова. В центре здания расположена Церковь Спаса Нерукотворного Образа, где 1 февраля 1837 года отпевали А.С. Пушкина. А ниже по течению реки Мойки, в доме №12, находится музей-квартира великого русского поэта.

В настоящее время здание Конюшенного ведомства находится в аварийном состоянии, и в Правительстве Санкт-Петербурга обсуждаются различные проекты его реконструкции.

Большой Конюшенный мост в проекте «Мосты Петербурга»