+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 04.12.2024 в целях технического обслуживания разводятся мосты:Троицкий с 01:20 до 04:50; Тучков с 02:00 до 04:55; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; А. Невского с 02:20 до 05:10.

 

Все понятно!

Юбилей Трехмостья


195-летний юбилей в 2027 году отмечает Трехмостье. Такое название носит группа мостов в Центральном районе Санкт-Петербурга, известная также как Тройной (Трехколенный, Трехарочный) мост. Эта уникальная архитектурная и инженерная конструкция была открыта 8 января 1832 года. Она связала два однопролетных металлических моста через Мойку и Екатерининский канал: Мало-Конюшенный и Театральный, а также Ложный или Пешеходный мост-дамбу. Трехмостье объединяет сразу три петербургских острова — Спасский, 1-й Адмиралтейский и Казанский.

История

Первый деревянный мост в этом месте, чуть выше по течению Мойки, был построен в первой четверти XVIII века. С 1738 года он назывался Красный — в створе моста проходил Красный канал, прорытый между Мойкой и Большой Невой для осушения территории в 1710-х годах и засыпанный в 1780-х.

В дальнейшем эта переправа носила название Царицынский мост (по Царицыну лугу, историческое название Марсова поля) и Театральный (по находившемуся рядом «Вольному Российскому театру»). В 1828 году он был разобран в связи с планом строительства новых мостов в месте слияния Мойки с Екатерининским каналом.

История Трехмостья берет свое начало в 1807 году, когда архитектор Карл Росси получил заказ на постройку дворца для великого князя Михаила Павловича, брата Александра I.

Портрет Карла Ивановича Росси, http://arch-grafika.ru/

Зодчий не ограничился проектом дворца, а разработал план перепланировки всей территории между Екатерининским каналом и Фонтанкой. В созданный Росси единый архитектурный ансамбль вошли и два моста, соединенные общей основой в центре Мойки.

Проект новых чугунных мостов разрабатывался в 1807–1829 годах. Существовали две концепции. Согласно первой, архитектор В.И. Гесте и инженер Е.А. Адам предложили строить отдельные переправы. А архитекторы А.К. Модюи и В.И. Беретти, инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, В.К. Треттер и М.Г. Дестрем выдвинули другую идею — объединить мосты в единую группу. Именно этот проект был принят, и 8 июня 1829 года под руководством инженера В.К. Треттера и генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова началось строительство переправы.

8 января 1832 года три моста были приняты в эксплуатацию.

Гравюра 1834 г., https://www.wikireading.ru/: Театральный и Мало-Конюшенный мосты. Инженеры Е. Адам и Г. Третер, 1829–1830 гг. Из книги «Архитектура Петербурга середины XIX века», Пунин Андрей Львович

Характеристики мостов

Длина Мало-Конюшенного моста — 42,8 м, ширина — 20 м. Длина Театрального моста — 23 м, ширина — 15,5 м.

Устои мостов – массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом. Тюбинги (металлические элементы) обоих мостов отлиты на Александровском и Олонецком чугунолитейном заводах.

Фото 1905 года, https://pastvu.com/p/123129

Декоративное оформление мостов выполнено в стиле позднего классицизма, в декоре преобладают элементы растительного орнамента. Чугунные перила с изображением пальметт и головы Медузы Горгоны увенчаны позолоченными круглыми светильниками-торшерами. Первоначально фонари были газовыми и настолько высокими, что фонарщики порою падали с них — по просьбе санкт-петербургского генерал-губернатора П.К. Эссена их укоротили.

Фото декора и фонаря

Открытка 1970 г.. Источник: https://pastvu.com/p/306446

Реконструкции и ремонты

В конце XIX века обсуждалась идея некоторых архитекторов перестроить Трехмостье, превратив его в единый мост-площадь. Этот проект не был реализован.

После событий 1917 года многие декоративные элементы мостов оказались утрачены или сильно повреждены. Их восстановили только в 1952–1953 годах по проекту архитектора А.Л. Ротача.

Первый капитальный ремонт Мало-Конюшенного и Театрального мостов, впервые более чем за 100 лет эксплуатации, был выполнен в 1936 годах. На мостах заменена изоляция, проезжую часть замостили каменным брусчатым покрытием — клейнпласфером, тротуары заасфальтировали, установили гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части.

В блокаду мосты почти не пострадали, хотя расположенный рядом дом, построенный архитектором Адамини в начале XIX века, был частично разрушен попавшей в него бомбой.

Мост в годы блокады, фото ТАСС. Источник: https://pastvu.com/_p/a/p/d/c/pdcc4re7fsx9c0csfw.jpg

В 1990–1997 годах Трехмостье ремонтировалось по проекту института «Ленгипроинжпроект». Несущие конструкции переправы были усилены под современные нагрузки, восстановлены все архитектурные детали.

Ремонт, фото из личного архива, автор Anspok Evgeny: http://oldsp.ru/

Ремонт, фото из личного архива, автор Anspok Evgeny: https://pastvu.com/p/122706

Ремонт, фото из личного архива, автор Anspok Evgeny: https://pastvu.com/p/121423

Очередная реконструкция мостового ансамбля была выполнена в 1999 году, проект разработал инженер Б.Н. Брудно. Все три моста стали пешеходными, дорожное покрытие заменено каменным. В 2002 году в рамках программы «Светлый город» СПб ГУП «Ленсвет» на каждом мосту было установлено по 8 прожекторов декоративной подсветки.

В 2017 году Трехмостье вновь отремонтировали. Весь комплекс работ занял чуть менее полугода. За это время на каждом мосту были проведены, в общей сложности, 20 технологически разных ремонтно-реставрационных процессов, среди которых: восстановление окраски, восполнение утраченных элементов, золочение и окраска металлоконструкций и декоративных элементов.

Покрытие: http://kudainfo.ru/

Фонарь

Информация для туристов

Композиция из трех мостов не имеет аналогов в мире и принадлежит к объектам культурного наследия Российской Федерации.

Трехмостье окружено знаменитыми достопримечательностями Санкт-Петербурга. Так, на правом берегу реки Мойки находятся Марсово Поле и здание Круглого рынка, построенное в 1790-е годы по проекту Джакомо Кваренги, а на левом — здание Конюшенного двора и Конюшенная площадь.

Дальше, на канале Грибоедова, за Ново-Конюшенным мостом расположился Храм Спаса-на-Крови, возле которого действует рынок сувениров (до 2014 года этот рынок находился прямо у Тройного моста, но в связи с реконструкцией Конюшенного двора его пришлось перенести).

С «Тройным мостом» связаны романтические свадебные традиции. Считается, что если молодожены пройдут по всем трем мостам и поочередно посмотрятся в воды Мойки и канала Грибоедова, брак обязательно будет счастливым.

Свадьба на мосту: http://www.grad-petrov.ru/

Мало-Конюшенный мост в проекте «Мосты Петербурга»