+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 23.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей 2-го Садового моста


60-летний юбилей отмечает в этом году 2-й Садовый мост, перекинутый через реку Мойку по оси проезда Марсова поля северо-западнее Михайловского сада. В 1967 году здесь открылась современная переправа.

История

Первый деревянный мост в этом месте, чуть ниже по течению Мойки, был построен в первой четверти XVIII века. С 1738 года он назывался Красный — в створе моста проходил Красный канал, прорытый между Мойкой и Большой Невой для осушения территории в 1710-х годах и засыпанный в 1780-х.

В дальнейшем переправа носила название Царицынский мост (по Царицыну лугу — историческое название Марсова поля) и Театральный (по находившемуся рядом «Вольному Российскому театру»). В 1828 году мост был разобран в связи с планом строительства новых чугунных мостов в месте слияния Мойки с Екатерининским каналом (см. Трехмостье).

В 1876 году здесь соорудили однопролетный железный балочный мост со сквозными открытыми фермами на чугунных сваях. По мосту проложили маршрут конки — предшественницы трамвая.

Мост с маршрутом конки на плане С.Петербурга 1878 года. Картографическое заведение А. Ильина. Источник: http://www.etomesto.ru/

Однако эта переправа, судя по всему, просуществовала недолго, и на плане Петербурга начала 1880-х годов она уже не обозначена. Зато на карте указан храм Воскресения Христова, строительство которого началось в 1883 году, и Ново-Конюшенный мост.

План Санкт-Петербурга начала 1880-х годов. Источник: http://retromap.ru/

Вплоть до 1933 года моста в этом месте не было.

Панорама реки Мойки в конце 1920-х или начале 1930-х годов: http://oldsp.ru/old/photo/view/3690. На фото виден Малый Конюшенный мост, а выше по течению переправы нет.

В 1933 году в створе западного проезда площади Жертв революции (название Марсова поля с 1918 по 1944 годы) была построена новая переправа через Мойку. Это был трехпролетный деревянный мост на металлических фермах с деревянным перильным ограждением. По мосту пустили трамвай.

Трамвайный маршрут через новый мост на плане Ленинграда 1933 года. Источник: http://www.aroundspb.ru/karty/225/len_1933.html

У моста долгое время не было названия. В 1957 году он получил имя 2-й Садовый — по окружающим его садам и паркам. Тогда же мост, перекинутый через Мойку выше по течению и называвшийся Садовым, был переименован в 1-й Садовый.

Новый деревянный трамвайный мост через Мойку, построенный в 1933 году. Журнал "Архитектура Ленинграда", №4, 1938. Источник: https://pastvu.com/p/603558

Реконструкции и ремонты

В 1960–1961 годах по инициативе инженера П.П. Степнова деревянные перила 2-го Садового моста заменили чугунной решеткой художественного литья. Орнамент перильного ограждения, выполненный по рисунку архитектора В.П. Стасова и воссозданный по историческим фотографиям, — точная копия перил не сохранившегося моста через засыпанную часть реки Таракановки у Нарвских ворот. Авторы проекта — архитекторы-реставраторы А.Е. Полякова, И.Н. Бенуа и скульптор Г. Ф. Цыганков.

1950-е годы. Перила еще деревянные. Источник: https://pastvu.com/p/489227

1964 год, мост до реконструкции, но уже с чугунными перилами. Источник: https://pastvu.com/p/533202

В 1966–1967 годах 2-й Садовый мост был полностью перестроен по проекту инженера Е.А. Болтуновой и архитектора Л.А. Носкова. Он стал однопролетным, железобетонным. В его силуэте и архитектурных деталях использованы элементы классицизма, художественные перила были сохранены. Переправа приобрела свой современный вид и органично вписалась в сложившийся архитектурный ансамбль.

В 1970 году элементы декора моста были позолочены. В 1985 году установлен повышенный гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части.

В 1998–1999 годах переправу капитально отремонтировали. С моста сняли трамвайные пути, усилили балки и пролеты, произвели замену гидроизоляции, отреставрировали фасады, торшеры и перильное ограждение.

Характеристики моста

2-й Садовый мост соединяет Спасский и 1-й Адмиралтейский острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Длина переправы — 30,2 метров, ширина — 20,5 метров.

Мост железобетонный однопролетный, пролетное строение выполнено в виде трехшарнирной рамы, с фасадов имеет криволинейное очертание нижнего пояса. Устои моста железобетонные массивные, облицованы гранитом. Перильное ограждение чугунное художественного литья.

Мост освещают 4 фонаря на торшерах по типу 1-го Садового моста.

Информация для туристов

2-й Садовый мост расположен в красивейшем месте Санкт-Петербурга и окружен знаменитыми парками и памятниками архитектуры: по левому берегу Мойки — Михайловский сад, по правому — Марсово поле.

На углу Мойки, прямо у 2-го Садового моста, стоит здание в стиле русского классицизма. Это знаменитый дом Адамини, названный так в честь итальянского архитектора Доменико Адамини, который спроектировал дом и руководил его строительством в 1823-1827 годах. В 1830-х годах в этом доме жил русский изобретатель электромагнитного телеграфа барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт. Его гостями в разное время были А.С. Пушкин, И.А. Крылов и В.А. Жуковский. А в начале XX столетия дом Адамини стал центром притяжения для многих известных художников и литераторов эпохи Серебряного века.

Вдоль набережной Мойки, выше и ниже по течению, расположены причалы, откуда можно отправиться на водную прогулку по рекам и каналам Петербурга.

2-й Садовый мост в проекте «Мосты Петербурга»