+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ново-Кирпичного моста
25 декабря 2027 года отмечает 15-летний юбилей современный Ново-Кирпичный мост, перекинутый через реку Волковку в месте ее впадения в Обводный канал. Мост был построен в 2011–2012 гг. в рамках реконструкции Американских мостов и строительства транспортной магистрали по южному берегу Обводного канала.
История
История Ново-Кирпичного моста восходит к первой половине XIX века и связана с историей прокладки Обводного канала. Западный участок канала от Екатерингофки до Звенигородской улицы был прорыт в 1769-1776 годах, а в 1804 году началась прокладка восточного участка, работами руководил военный инженер И. К. Герард, а затем – П. П. Базен и Б. П. Э. Клапейрон.
В октябре 1833 года весь Обводный канал торжественно открыли для судоходства. Река Волковка, которая в то время называлась Монастыркой (по Александро-Невскому монастырю), оказалась разделена на две неравные части. Та, что омывает стены Александро-Невской лавры, сохранила имя Монастырка, другая же, южнее Обводного канала, была названа Волковкой – по располагавшейся поблизости Волковой деревне и одноименному кладбищу.
В 1833 году у места, где Волковка тогда впадала в новый канал, соорудили первую переправу по проекту инженера П.П. Базена. Это был трехпролетный деревянный мост ригельно-подкосной системы, промежуточные опоры деревянные на металлических сваях, устои каменные, облицованные кирпичом. Мост назвали Кирпичным.
Переправу много раз ремонтировали в дереве, в том числе в 1855 и в 1888 гг. – капитально. К началу XX века мост был деревянным подкосной конструкции, длина составляла 49 м, ширина — 7,8 м. А в 1908 году устье реки Волковки переместили ниже по течению канала, а мост снесли и построили на новом месте. Связано это было с возведением нового железнодорожного моста через Обводный канал (одного из Американских мостов).
Работы по перемещению Кирпичного моста осуществлялись при участии Николаевской железной дороги. Новый мост стал называться Ново-Кирпичным.
Реконструкции и ремонты
В 1915 году в связи с уширением проезда вдоль набережной Обводного канала Санкт-Петербургская городская Управа признала необходимость перестройки Ново-Кирпичного моста. Но сделать это удалось только в 1926 году. На месте деревянной переправы по проекту инженеров О.Е. Бугаевой и Б.Д. Васильева был построен трехпролетный железобетонный арочный мост с двумя консолями в виде полуарок с ездой поверху. Это был первый мост в нашей стране, где применили предварительное напряжение конструкции с помощью металлических тяг.
Длина моста составляла 48,9 м, ширина — 13,5 м, пролёт арки —24 м, стрела подъёма — 4,8 м. Опоры моста были бетонные на деревянном свайном основании, перила — сплошной бетонный парапет, на устоях — гранитные тумбы.
По конструкции Ново-Кирпичный мост был схож с другими мостами через Обводный канал, построенными в конце 1920-х годов по проекту тех же О.Е. Бугаевой и Б.Д. Васильева: Шлиссельбургским мостом и Ново-Калинкиным. Оба эти моста, в отличие от Ново-Кирпичного, сохранили свою конструкцию и архитектурный облик.
В 1976 году переправу капитально отремонтировали силами РСУ «Ленмосттреста». В том числе укрепили бетоном фасадные арки и заменили перильное ограждение: вместо бетонного парапета установили металлические решетки, как на набережной Обводного канала.
В 2005 году фасадные арки моста усилили металлическими листами. Но переправа к этому времени уже обветшала; в 2009 году мост признали аварийным и закрыли.
Существующий Ново-Кирпичный мост сооружен в 2011–2012 годах в составе проекта реконструкции Американских мостов и строительства транспортной магистрали по южному берегу Обводного канала. Заказчиком работ выступил Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, генподрядчиком — ОАО «Мостострой № 6». Проект новой переправы разработали специалисты института «Инжтехнология», ГИП — П.О. Лебедев.
Торжественное открытие переправы состоялось 25 декабря 2012 года в рамках открытия движения по набережным Обводного канала под Американскими мостами. Присутствовавший на церемонии тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко подчеркнул, что реконструированные набережные и мост позволят разгрузить Лиговский и Московский проспекты, а также площадь Восстания.
Характеристики моста
Ново-Кирпичный мост перекинут через реку Волковку в ее устье, по левому берегу Обводного канала. Длина моста – 37,4 метров, ширина – 30,7 метров.
Мост однопролетный железобетонный балочно-разрезной системы. Пролетное строение состоит из железобетонных балок постоянной высоты. Устои моста — из монолитного железобетона на свайном основании, с низовой стороны облицованы гранитом.
Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким бетонным парапетом в металлической обшивке. Перила моста — металлические, по типу ограждения набережной Обводного канала, на устоях — гранитный парапет.
Информация для туристов
Интерес для туристов могут представлять железнодорожные Американские мосты, перекинутые через Обводный канал выше по течению от устья реки Волковки.
Первые два моста для Петербурго-Московской (с 1855 года Николаевской) железной дороги были построены в 1840-е годы. Один из них —трехпролетный мост с фермами — был сооружен по системе американского инженера Уильяма Гау. Отсюда и название – Американский, которое впоследствии перешло и на другие мосты этой группы. Официально все существующие пять Американских мостов получили это имя только в 2008 году, историческое их название - Николаевские.
Чуть ниже по течению Обводного канала, на левом берегу, расположен Автобусный вокзал Санкт-Петербурга. Отсюда ходят автобусы в города Ленинградской области и других регионов России, а также в страны Балтийского региона.