+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ново-Калинкина моста
190-летний юбилей отмечает Ново-Калинкин мост, перекинутый через Обводный канал в створе Старо-Петергофского проспекта. В 1836 году здесь была построена деревянная арочная переправа по проекту П.П. Базена.
История
Первый мост в этом месте появился в последней четверти XVIII века вскоре после создания Новообводного канала, который был прорыт в 1769–1780 годах по проекту инженера Л.Л. Карбонье между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом (ныне это западная часть Обводного канала).
Новообводный канал служил границей города. Он представлял собой ров, укрепленный земляным валом. На основных въездных дорогах были построены мосты и пограничные заставы, в том числе — застава при въезде в столицу со стороны Лифляндии, по Петергофской дороге (ныне — Старо-Петергофский проспект).
Сведения об авторе проекта и архитектурном облике первого моста в этом месте до нас не дошли, однако известно, что между 1874 и 1785 годами здесь соорудили гранитную триумфальную арку — Лифляндские (позднее Екатерингофские) ворота — по проекту архитектора Антонио Ринальди. Проект арки предусматривал и создание каменного арочного моста, который был построен к 1787 году.
Мост назвали Нарвским по пограничной заставе и дороге, ведущей в сторону города Нарва.
В 1828 году граница города и Нарвская застава были перенесены к югу, там возвели Нарвские ворота, сохранившиеся до наших дней, а Лифляндские ворота разобрали.
В 1836 году по проекту инженера П.П. Базена был перестроен мост через Обводный канал. Новая переправа представляла собой однопролетное арочное деревянное сооружение на каменных устоях, облицованных гранитом.
Мост получил название Ново-Калинкинский, позднее — Ново-Калинковский и Ново-Калинкин, по находившейся в этих местах Калинкиной деревне (ижорское название – Кальюла или Kallina). На тот момент уже существовали Калинкин (ныне Старо-Калинкин) мост через реку Фонтанку) и Мало-Калинкин мост через Екатерининский канал
Реконструкции и ремонты
В 1866 году Ново-Калинкин мост капитально отремонтировали, а в 1876 году перестроили, в связи с прокладкой линии конной железной дороги. На мосту появились чугунные перила и фонари на литых чугунных торшерах.
В 1900-х годах конку сменил электрический трамвай. Мост уширили и усилили, при этом его архитектурный облик не изменился.
В 1929–1930 годах Ново-Калинкин мост был полностью перестроен по проекту инженеров О.Е. Бугаевой и Б.Д. Васильева. В створе проспекта Юного Пролетария (так назывался Старо-Петергофский проспект в 1922–1933 годах) через Обводный канал перекинули однопролетный железобетонный мост со сквозным надарочным строением и ограждением в виде сплошного железобетонного парапета; на открылках моста перила были деревянные.
В 1997 году Ново-Калинкин мост закрывался на капитальный ремонт. На время реконструкции движение автотранспорта было переведено на временный мост.
По проекту института «Стройпроект» были отремонтированы железобетонные арки, усилена железобетонная плита проезжей части, укреплены устои моста, тротуары расширены и отделены от проезжей части металлическим барьерным ограждением парапетного типа. Заменены трамвайные пути. На мосту установили новые светильники, а глухой железобетонный парапет заменили легкой металлической решеткой.
Характеристики моста
Ново-Калинкин мост перекинут через Обводный канал в створе Старо-Петергофского проспекта. Это однопролетное железобетонное арочное сооружение длиной 31 метр и шириной 24,5 метра, размер пролета в свету — 20 метров. Устои железобетонные на свайном основании.
Перильное ограждение металлическое сварное простого рисунка. Для освещения установлены четыре металлических торшера с фонарями круглой формы.
Мост входит в список объектов культурного наследия России регионального значения.
Информация для туристов
К югу от Ново-Калинкина моста, на Старо-Петергофском проспекте, 29/1, расположен действующий православный храм, являющийся памятником архитектуры федерального значения. Это храм Казанской иконы Божией Матери, подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Санкт-Петербурге.
Храм был построен в 1905–1910 году по проекту архитектора В.А. Косякова.