+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 20.11.2017 на 21.11.2017 мосты по Неве и Большой Неве разводятся.

Все понятно!

Октябрьская набережная

Россия, Санкт-Петербург
Октябрьская набережная

Водная преграда: р. Нева

Год создания: 1932

Протяженность: 6472,1 м

Инженеры: Г.К. Усов, И.Б. Тарасенко

Октябрьская набережная на карте

Октябрьская набережная расположена в Невском районе на правом берегу Невы от устья реки Утки вниз по течению до Финляндского железнодорожного моста. Это самая протяжённая городская набережная и первая от верховьев Невы.

На правом берегу задолго до Октябрьской революции сформировалось фабрично-заводское предместье. Здесь расположились несколько кирпичных заводов и лесопилок, рядом находились рабочие посёлки (Весёлый посёлок, Малая Рыбацкая, Сосновка, Клочки). Поэтому сплошной застройки вдоль набережной не было.

По инициативе С.М. Кирова в 1932 году начинается благоустройство набережной и укрепление берега от Финляндского моста до будущего Володарского моста. Здесь зимой при зажорах русло Невы загромождается мелким спресcованным льдом. Уровень воды может подняться до 3 метров, а ледяные торосы нагромождаются на реке высотой до 8 метров, как это было, например, в 1928 году. Конструкция крепления берега здесь была применена такая же, как на строившихся примерно в то же время Пироговской набережной, на Тучковой дамбе и набережной вокруг стадиона им. В.И. Ленина (нынешний стадион Петровский).

В 1930-е годы набережная строилась в два этапа. Первый участок длиной более 3 км, у Финляндского моста, создавался в 1932-1935 годах, второй, длиной 1,6 км, выше по течению — в 1936-1939 годах.

Это откосная набережная с бетонным банкетом на деревянном свайном основании по проекту инженеров Г.К. Усова, И.Б. Тарасенко и архитектора К.М. Дмитриева. Вогнутый откос выложен диабазовой шашкой на цементном растворе и упирается в низкий банкет. Основанием под мощение служили два ряда бутовой кладки также на цементном растворе и слой кирпичного щебня или рваного камня толщиной 15 см. На первом участке с глубиной воды перед стенкой до 2 метров — свайное основание из двух рядов свай; а на втором участке с глубиной воды до 5 метров — свайное основание из трех рядов свай. Вдоль всей набережной расположены лестничные спуски шириной от 2 до 5 м.

Участки, примыкающие к Володарскому мосту, были выполнены в виде высокой гранитной стенки одновременно со строительством моста в 1938 году. При перестройке моста в 1993 году под ним был сооружен спуск к воде длиной 82 метра, вобравший в себя часть существующей высокой стенки.

Первый ремонт набережной состоялся в 1964 году выборочно на участке от Финляндского до Володарского мостов с забивкой кое-где деревянного шпунта и ремонтом диабазового мощения. В 1980-х годах многие участки стенки набережной между Финляндским и Володарским мостами были подвергнуты среднему ремонту, в который входили следующие работы: восстановление разрушенного банкета, мощение диабазовой шашкой, укрепление тумб перильного ограждения. Участок между устоем Финляндского моста и снегоразгрузочным пирсом длиной 637 метров с 1995 года подвергся более серьёзному капитальному ремонту с забивкой перед стенкой железобетонного шпунта. Шпунт объединен железобетонной балкой, на которую навешиваются блоки низкой стенки. Новые конструкции объединяются с существующими и работают как единое целое.

Сегодня вдоль набережной по-прежнему можно встретить несколько промышленных предприятий, множество автозаправочных станций, также активно ведется жилищное строительство. Набережная является важной магистралью для тех, кто со стороны Большого Обуховского моста съезжает с КАД в город.