+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 18.11.2025 мосты Троицкий, Литейный, Володарский по Неве, Дворцовый по Большой Неве, Биржевой по Малой Неве, Кантемировский по Большой Невке разводятся по графику.

Все понятно!

Набережная Зимней канавки

Россия, Санкт-Петербург
Набережная Зимней канавки

Водная преграда: Канал Зимняя Канавка

Год создания: 1783

Протяженность: 402,6 м

Набережная Зимней канавки на карте

Зимняя канавка является одним из старейших каналов города. Канал соединяет Неву и реку Мойку, располагаясь перпендикулярно к Неве.

В конце XVIII века набережная канала именовалась Почтовой – от Почтового двора, находившегося неподалёку.

Первоначально каменная стенка набережной основывалась на деревянных ряжах, заполненных камнем, но стенка оказалась неустойчивой. Район истока канала начал преображаться в связи со строительством каменной Дворцовой набережной.

В 1783-1784 годах стенки канала перестраиваются на основание из сплошной забивки деревянных свай. Тело стенки состоит из бутовой кладки с облицовкой из гранитных блоков.

Ограждение набережной на участке между Эрмитажным мостом и 1-м Зимним представляет собой кованые готического рисунка решётки между тёсаными круглыми тумбами. Из-за недостаточной ширины набережных на этом участке тумбы ограждения вынесены на специальные гранитные кронштейны.

В 1929-1930 годах был произведён капитальный ремонт участка набережной левого берега, прилегающего к 1-му Зимнему мосту.

В 1934 году по проекту архитектора К.М. Дмитриева производилась реконструкция Эрмитажного моста. В комплекс работ входил и ремонт набережной Зимней канавки. Была выполнена переборка гранитной облицовки и укрепление бутовой кладки, при этом бережно сохранялся в деталях внешний облик сооружения.

В 1950-х годах отреставрированы косые решётки ограждения двух спусков у 1-го Зимнего моста.

Большие работы по капитальному ремонту стенок набережных производились в 1960-х годах.

В 1961 году были отремонтированы участки набережной, прилегающие к 1-му Зимнему мосту: с верховой стороны – по обоим берегам по 80 метров,  с низовой стороны – на правом берегу длиной 50 метров. Выше моста в основание был забит только деревянный шпунт, тогда как с низовой стороны основание усилили одним рядом свай и шпунтом. Гранитная облицовка была разобрана вместе с частью бутовой кладки, которая была заменена  железобетоном. Работы велись насухо, за перемычками. В акте ввода объекта в эксплуатацию указано, что участок под правобережным спуском, примыкающий к мосту, длиной 14,5 метров, не переустраивался.

В 1964 году по проекту А. Куликова и архитектора Л.А. Носкова  деревянный 2-й Зимний мост вдоль набережной Мойки перестраивается в железобетонный. Мост был расширен, в комплекс работ вошло переустройство прилегающих стенок набережных, как по Мойке, так и по Зимней канавке. На левом берегу канала стенка строилась заново, на правом – верхняя часть существующей стенки разбиралась для наращивания по высоте на подходах к мосту.

Канал находится в исторической застройке и состоит под охраной КГИОП.

Набережная увековечена в опере Чайковского «Пиковая дама». Именно здесь разворачиваются события третьего акта, когда Лиза, чье сердце разбито Германном, бросается в воды канала с Эрмитажного моста.