+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 18.11.2025 мосты Троицкий, Литейный, Володарский по Неве, Дворцовый по Большой Неве, Биржевой по Малой Неве, Кантемировский по Большой Невке разводятся по графику.

Все понятно!

Набережная Обводного канала

Россия, Санкт-Петербург
Набережная Обводного канала

Водная преграда: Обводный канал

Год создания: 1769

Протяженность: 15500 м

Инженеры: И. Б. Тарасенко, Г. К. Усов, А. Д. Гутцайт и др.

Набережная Обводного канала на карте

Набережная Обводного канала протянулась с востока на запад: от Невы (вблизи Александро-Невской лавры) до реки Екатерингофки.

Сооружение Обводного канала было намечено ещё в 1765 году по предложению архитекторов А.В. Квасова и И.Е. Старова. Обводный канал образовывал границу города, как бы обводя его с юга. Отсюда его название.

Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров — это единственный «ров» за все время существования Санкт-Петербурга. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный.

Начальный участок канала от Екатерингофки в сторону Лиговского канала, до Звенигородской улицы, был прорыт в 1769-1776 годах.

В 1804 году городские власти приняли решение о сооружении канала, который бы в случае наводнения отвел бы невские воды от Санкт-Петербурга. Кроме того, этот канал был необходим городу для транспортировки грузов к промышленным предприятиям, расположенным на окраине. Работами руководили военные инженеры, сначала – И. К. Герард, а потом – П. П. Базен и Б. П. Э. Клапейрон.

В октябре 1833 года Обводный канал торжественно открыли для судоходства. По его берегам исторически сформировался фабрично-заводской пояс столицы, подвозка грузов и материалов осуществлялась по воде. Сегодня в некоторых зданиях этих заводов располагаются культурные и креативные пространства.

В 1850-1860 годах по Обводному каналу шли сплошной вереницей суда и барки с разнообразными грузами. Постепенно, к концу века, канал потерял транспортное значение, в связи с переводом порта и складов на Гутуевский остров.

При строительстве канала откосы берегов не укреплялись. Низкая деревянная стенка устраивалась у подошвы откоса. Деревянные укрепления в разрушенном виде просматриваются в трех местах – в истоке канала у Невы, при впадении канала в Екатерингофку и частично на левом берегу, от Ново-Кирпичного моста до Ново-Каменного. Также были укреплены небольшие участки берегов, примыкавшие к мостам.

В постоянных материалах укрепление берегов канала началось в 1930-х годах.

Так, в 1932-1934 годах по проекту инженеров И.Б. Тарасенко, Г.К. Усова и архитектора К.М. Дмитриева началось строительство набережных на участке от Ново-Петергофского до Ново-Калинкина моста на правом берегу длиной около 1200 метров. Это была высокая вертикальная стенка из бутовой кладки на деревянном свайном основании.

В 1935-1938 годах проводились работы на участке от Невы до Лиговского проспекта по правому берегу (3000 метров) и от Невы до сужения канала по левому берегу. Это была также высокая бутовая стенка, облицованная крупными блоками тёмного диабаза «под скалу».

В 1960-х годах при перестройке мостов Ново-Каменного и Ново-Московского вдоль канала были сооружены тоннели для пропуска транспортного движения, а стенки набережных по обоим берегам с верховой и низовой сторон Ново-Каменного моста стали двухъярусными.

С верховой стороны Ново-Каменного моста на правом берегу канала стенка второго яруса набережной образована навесными блоками, закреплёнными на свайной эстакаде. Это строительство 1960-1970 годов по проектам инженеров А.Д. Гутцайта, Б.Б. Левина, П.П. Рязанцева, архитекторов В.М. Иванова и Л.А. Носкова.

Дальнейшее укрепление берегов идёт по двум направлениям – с использованием старых стенок набережной и путем строительства новых стенок на свободных местах, но уже принципиально иной конструкции.

В 2010-х годах в рамках проекта транспортного обхода центра идет активная реконструкция южной набережной на участке от Атаманского до Шлиссельбургского мостов с выходом на Синопскую набережную.