+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 21.08.2017 на 22.08.2017 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся.

Все понятно!

Набережная Макарова

Россия, Санкт-Петербург
Набережная Макарова

Водная преграда: р. Малая Нева

Год создания: 1803

Протяженность: 1708,5 м

Инженеры: Ф.И. Герард

Набережная Макарова на карте

Набережная Макарова находится на левом берегу Малой Невы от Биржевого моста вниз до устья реки Смоленки и носит имя выдающегося русского флотоводца и учёного вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.  

Современное наименование набережная получила в 1952 году. До этого она являлась частью Тучковой набережной (с 1887 года), которая была значительно протяжённее, около 3570 метров, начиналась от середины спуска Стрелки Васильевского острова и продолжалась на островах Голодай и Вольный (сегодня остров Декабристов).

Укрепление береговой линии набережной Макарова долговечными материалами началось в связи с претворением в жизнь проекта ансамбля Стрелки Васильевского острова в начале XIX века.

Высокая гранитная стенка на деревянном ростверке, протянувшаяся от спуска напротив Биржи до Биржевой линии, входила в комплекс строительных работ по проекту Тома де Томона и инженера Ф.И. Герарда. Завершился ансамбль Стрелки Васильевского острова строительством двух пакгаузов по сторонам Биржи и здания Таможни (теперь — Пушкинский дом) в 1832 году по проекту архитектора И.Ф. Лукини. Здание Таможни находится  непосредственно на набережной Макарова.

Напротив Тифлисской улицы в те же годы по проекту И.Ф. Лукини была устроена пристань с лестничными спусками и каменными изваяниями лежащих львов. Гранитная стенка на деревянном ростверке была продлена до Волховского переулка. Дальше по берегу до наплавного Тучкова моста шла низкая стенка высотой 0,3-0,5 метра от ординара, облицованная одним рядом гранитных плит с грунтовым откосом.

Напротив Биржевой линии был грузовой спуск, а у Волховского переулка, Среднего проспекта и у Тучкова моста — разгрузочные стенки. До 1930 года здесь простоял старинный поворотный металлический кран, установленный на специальный гранитный пьедестал ниже Биржевого моста, напоминая о существовании порта.

До 1952 года на набережной не было ограждений, так как ее стенка строилась как грузовая. В 1956-1958 годах начинается строительство высокой стенки сразу в двух местах: от Тифлисской улицы до Тучкова переулка и от Малого проспекта до 5-й линии Васильевского острова.

Недалеко от истоков Смоленки один из участков набережной длиной 110 метров построен как причальная стенка. Для этого расширена подошва основания, увеличена длина деревянных свай до 17 метров.

В 1960 году в связи со строительством нового моста Строителей (нынешний Биржевой) производится капитальный ремонт стенки набережной от моста Строителей до спуска со львами. Фактически строится  новая монолитная стенка на основании из деревянных свай длиной до 13 метров. Набережная облицовывается гранитом: два нижних ряда массивной облицовки, выше — навесная плитная. Ограждением становится парапет, подчёркивая парадность набережной.

В 1966 году при строительстве железобетонного Тучкова моста были закончены примыкающие к нему верховая и низовая стенки набережной. Новые стенки примкнули к существующим при помощи двух похожих спусков. Это было завершающим звеном берегоукрепления от Биржевого моста до устья Смоленки. Таким образом, сформирован облик одной  из великолепных набережных в центре города, вместе со спуском со львами она является объектом культурного наследия и находится под охраной КГИОП.

Последние преобразования набережной пришлись на 2015 год, когда на стороне Васильевского острова был открыт второй вестибюль станции метро «Спортивная». Одним из новых участков набережной Макарова стала магистраль, которая будет соединена с Западным скоростным диаметром на острове Декабристов.