+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 25.09.2017 на 26.09.2017 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся.

Все понятно!

Мытнинская набережная

Россия, Санкт-Петербург
Мытнинская набережная

Водная преграда: Кронверкский пролив

Год создания: 1882

Протяженность: 458 м

Инженеры: А.А. Куликов

Мытнинская набережная на карте

Мытнинская набережная расположена в Петроградском районе на правом берегу Кронверкского пролива, она проходит от Кронверкского моста до Биржевого, включая участок набережной с павильоном охраны ниже Биржевого моста (заканчивается около проспекта Добролюбова).

Наименование набережной происходит от старинного русского слова «мыт» — пошлина, имеющего непосредственное отношение к торговому порту. Первоначально торговый порт в Санкт-Петербурге был расположен на правом берегу Кронверкского пролива под защитой Петропавловской крепости. В XVII-XVIII веках под «мытом» подразумевались места складирования товаров, доставляемых водным путём, где и происходило взимание проезжей пошлины. Свое название набережная получила в 1882 году от Мытного двора, который был построен на прилегающей к ней территории.

История формирования набережной в этом месте неразрывно связана с историей строительства и перестройки Биржевого моста. К 1893 году набережная уже была укреплена и представляла собой деревянный шпунтовый ряд с откосом, укреплённым булыжным мощением.

В 1893-1894 годах по оси узкого Зоологического переулка на Петроградской стороне строится длинный 25-пролетный деревянный Биржевой мост, соединивший Васильевский остров с Петроградским.

В связи с этим изменяется конструкция прилегающей набережной на участке от Зоологического парка до Александровского проспекта (нынешний проспект Добролюбова). Здесь появляется бетонный банкет на деревянных шпунтовых сваях с криволинейным очертанием откоса, облицованным рваным камнем. По бровке как ограждение стояли чугунные тумбы с цепями, на откосе располагались пять лестниц-спусков. В начале набережной напротив Кронверкского проспекта находился Зимний спуск с пологим пандусом.

Деревянные конструкции моста приходилось часто ремонтировать, и в 1940 году был создан проект стального моста, который на тот момент не воплотился в жизнь. К идее перестроить деревянный мост вернулись в 1956 году. Для создания симметричной композиции из двух мостов — Дворцового и Биржевого потребовалась большая засыпка у Мытнинской набережной, что позволило уменьшить длину Биржевого моста с 326 метров до 239. Мост занял новое положение — ниже по течению реки Малая Нева на 70 метров, а у моста была организована большая площадь с выходом на проспект Добролюбова (ныне площадь Академика Лихачева).

Новый Биржевой мост (до 1989 года носил название Строителей) был построен в 1960 году. В состав комплекса вошли прилегающие участки высокой гранитной стенки набережной: верховой участок длиной 167,2 метра и низовой (с павильоном охраны моста) длиной 59 метров. В этом же году набережная была достроена вверх по течению — участок длиной 217,5 метров с большим парадным спуском длиной 23,5 метра на месте бывшего Зимнего спуска. Выше спуска набережная, отделённая гранитной поперечной стенкой, имеет вид низкой банкетной стенки с пологим зелёным откосом и посадкой низкого кустарника на бровке. Проект набережной был создан архитектором Л.А. Носковым и инженером А.А. Куликовым. Вдоль набережной разбит сквер.

Для туристов набережная является частью пути со Стрелки Васильевского острова в сторону Петропавловской крепости, поэтому здесь всегда можно встретить продавцов сувенирной продукции с символикой Санкт-Петербурга.