+7 (812) 577-78-43
Восточный Артиллерийский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 29,5 м
Водная преграда: Кронверкский проток
Архитекторы: Г.В. Говорковский
Год открытия: начало XVIII века (деревянный), 1978 (современный)
Назначение: Автомобильные, Пешеходные
Ширина моста: 20,35 м
Инженеры: Б.Б. Левин
Восточный Артиллерийский мост на карте
Характеристики моста
Восточный Артиллерийский мост перекинут через Кронверкский проток в месте его слияния с Кронверкским проливом по оси Кронверкской набережной и соединяет Петроградский и Артиллерийский острова. Это однопролетное железобетонное сооружение длиной 29,5 метров и шириной 20,35 метров.
Архитектурный облик моста стилизован под гранитные переправы второй половины XVIII века. Пролетное строение выполнено в виде трехшарнирной железобетонной рамы с декоративными фасадными арками, облицованными гранитом. Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение выполнено в виде сплошного гранитного парапета. Покрытие на мосту асфальтобетонное. Тротуар отделен от проезжей части гранитным поребриком.
История моста
В 1705–1709 годах к северу от Петропавловской крепости был сооружен кронверк — фортификационное сооружение в форме многоугольника или короны (нем. Kronwerk – коронообразное укрепление). Он разместился на противоположном берегу пролива, отделяющего Заячий остров от Фомина острова (ныне Петроградский остров). Вокруг кронверка для более надежной защиты был вырыт ров — Кронверкский проток. Он окружал Артиллерийский остров и в двух местах соединялся с Кронверкским проливом. В начале XIX века через проток были переброшены два деревянных моста, также названные Артиллерийскими — Восточным и Западным.
И остров, и мосты получили названия по располагавшимся здесь артиллерийских батареям.
В конце XIX века Западный Артиллерийский мост был разобран, а Восточный сохранился — он вел ко входу в Артиллерийский музей.
В 1955 году Восточный Артиллерийский мост перешел на баланс Ленмосттреста и был перестроен в трехпролетный балочно-разрезной системы. Деревянные прогоны были заменены металлическим пролетным строением. Устои, опоры, проезжая часть и перила остались деревянными.
В 1976 году началось строительство широкой автотранспортной магистрали и реконструкция набережной на правом берегу Кронверкского пролива. К 1978 году вдоль Кронверкской набережной были построены две однотипных железобетонных переправы через Кронверкский проток — Восточный и Западный Артиллерийские мосты. Проект разработали специалисты института «Ленгипроинжпроект» — инженер Б.Б. Левин и архитектор Г.В. Говорковский.
Дополнительная информация
Мост ведет к Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи. Артиллерийский музей — один из старейших музеев в Санкт-Петербурге и один из самых крупных военных музеев в мире. Основан в 1756 году, с 1868 года музей располагается в здании бывшего Арсенала. Сегодня внутренняя и внешняя экспозиции музея занимают площадь более 17 000 квадратных метров и содержат более 850 тысяч экспонатов разных эпох, от древнеславянских мечей и пищалей до ракет дальнего наведения.