+7 (812) 577-78-43
Поцелуев мост
Категория: Автомобильные мосты
Ширина моста: 23,5 м
Водная преграда: р. Мойка
Общая длина: 35,8 м
Год открытия: 1738 (деревянный, пешеходный), 1768 (проездной), 1816 (чугунный)
Инженеры: В.И. Гесте
Поцелуев мост на карте
Характеристики моста
Поцелуев мост перекинут через реку Мойку в створе улицы Глинки и улицы Труда, он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это однопролетная металлическая конструкция длиной 35,8 метров и шириной 23,5 метра. Пролетное строение выполнено в виде стальной двухшарнирной арки. Устои моста — массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила моста повторяют рисунок ограждения реки Мойки. На устоях моста расположены 4 гранитных обелиска.
Памятник чугунного мостостроения начала XIX века, Поцелуев мост сохранил свой архитектурный облик с 1816 года почти неизменным.
История моста
С 1738 года здесь существовал пешеходный мост. Это была деревянная пешеходная переправа с разводным пролетом подъемного типа для пропуска мачтовых судов. Мост раскрашивали в разные цвета, поэтому он назывался Цветным.
В 1768 году мост был перестроен в трехпролетный деревянный балочной системы, на каменных опорах. В результате стал проезжим и пешеходным.
Свое название мост получил в конце 1780-х годов по трактиру «Поцелуй», расположенному неподалеку, на левом берегу реки Мойки. Питейное заведение находилось в доме купца Никифора Поцелуева, который, в свою очередь, обязан своей фамилией старинному слову «целовальник» — чиновник, собирающий подати с кабаков.
В 1808-1816 г.г. мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный по типовому проекту чугунных мостов через р. Мойку, разработанному инженером В.И. Гесте. Пролетное строение было собрано из чугунных тюбингов, соединенных между собой болтами. Чугунные элементы были изготовлены на Уральских заводах Н.Н. Демидова. На въездах моста установили гранитные обелиски с фонарями. Проезжая часть была отделена от тротуара чугунным ограждением простого рисунка с тумбами. Такие внутренние ограждения были установлены на всех чугунных мостах, но сохранились они только на Красном и Певческом. Покрытие на мосту было каменным, мощение из диабазового камня.
В 1907-1908 г.г. в связи с прокладкой трамвайных путей мост был реконструирован. Чугунные арки заменили металлическими клепанными двухшарнирными арками. Мост был расширен за счет выноса тротуаров на консоли. Устои были переложены до уровня воды. На обелисках появились новые четырехгранные фонари на кронштейнах, по типу фонарей Красного моста (впоследствии фонари были утрачены и воссозданы только в 1952 году).
В 1969 году были позолочены шары-навершия на обелисках.
В 1998 году произведена окраска пролетного строения и замена гранитного силового ограждения.
Мост включен в Адресную программу по целевой статье «Расходы на капитальный ремонт дорожных сооружений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга». Фонари и шары-навершия были демонтированы в 2011 году, отреставрированы и находятся на ответственном хранении в СПб ГБУ «Мостотрест».
Дополнительная информация
Поцелуев мост — одно из знаковых мест Санкт-Петербурга, которое обросло легендами из-за своего названия. Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города. Считалось, что назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами.
Кроме того, бытовала версия, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев. Также сохранилось предание, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюблённых, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.
Существует старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства. В наше время Поцелуев мост — одно из популярных мест у молодоженов.
С информацией о Поцелуевом мосте, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга