+7 (812) 577-78-43
Ново-Петергофский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 27,5 м
Водная преграда: Обводный канал
Архитекторы: К.М. Дмитриев
Год открытия: 1857 (деревянный), 1932
Инженеры: О.Е. Бугаева, Н.Е. Ермолаев, М.И. Жданов
Ширина моста: 23,1 м
Ново-Петергофский мост на карте
Характеристики моста
Ново-Петергофский мост перекинут через Обводный канал в створе Лермонтовского проспекта. Это однопролетный железобетонный монолитный, конструкция представляет собой бесшарнирную раму. Длина моста — 27,5 метров, ширина — 23,1 метра.
Опоры моста – массивные бетонные, облицованы гранитом. На открылках устоев установлен гранитный парапет. Открылки сопрягаются с высокими подпорными стенками набережных.
Перильные ограждения художественного литья состоят из чугунных секций с перекрещенными окружностями, накладными щитами и львиной маской посередине. Секции вставлены в рамки с античным орнаментом. Металлические тумбы выполнены в виде ликторских пучков — перевязанных прутьев, служивших в Древнем Риме символами власти.
История моста
Первый деревянный трехпролетный мост подкосной системы был сооружен в этом месте в 1857 году. Переправа служила для проезда от Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к открытому в этом же году Балтийскому вокзалу.
При открытии мост получил название Ново-Петергофский по проспекту, в створе которого был построен. Однако уже в 1860 году его переименовали в Штиглицкий — по имени придворного банкира барона А.Л. Штиглица, который инвестировал средства в строительство Балтийской железной дороги, Балтийского вокзала и моста.
Переправу дважды капитально ремонтировали в дереве с незначительными изменениями конструкции и ширины, сначала в 1889 году, а затем, по проекту инженера К.В. Ефимьева, — в 1909 году.
В 1914 году (в год столетия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова) Ново-Петергофский проспект стал называться Лермонтовским. Поэт жил в этом районе и обучался в находящемся на проспекте Николаевском кавалерийском училище. Лермонтовским назвали и Штиглицкий мост. Но это название не прижилось, и уже в 1916 году на картах Петрограда мост значится под своим нынешним именем — Ново-Петергофский.
В связи с намечавшейся прокладкой трамвайных путей по Лермонтовскому проспекту и увеличением транспортной нагрузки в 1931-1932 годах на месте разобранного деревянного моста построили однопролетный железобетонный мост в виде бесшарнирной рамы. Проект разработали инженеры О.Е. Бугаева, Н.Е. Ермолаев, М.И. Жданов и архитектор К.М. Дмитриев при участии главного архитектора Ленинграда Л.А. Ильина. Консультантом проекта выступил известный инженер и ученый-мостостроитель профессор Григорий Петрович Передерий (1871–1953).
Перила моста были изготовлены из прутковой и трубчатой стали.
В 1960 году на мосту были установлены чугунные перила по типу тех, которые имелись на снесенном каменном мосту, построенном в 1834-1838 годах через реку Таракановку у Нарвских ворот. Перила были восстановлены по проекту архитектора И.Н. Бенуа и отлиты в литейном цехе трамвайного парка им. Калинина. Новые перила стали украшением ранее ничем не примечательного мостового сооружения. Перекрещенные окружности с накладными щитами, львиными масками и топориками посередине особенно красиво смотрятся, благодаря обрамлениям из орнаментных рамок с античным рисунком.
В 1979 году в ходе капитального ремонта на мосту установлено ограждение из железобетонных блоков.
В 2003 году произведен демонтаж трамвайных путей с заменой асфальтобетонного покрытия проезжей части.
В 2005 году железобетонные блоки ограждения были одеты в металлическую рубашку. Высота барьерного ограждения составила 0,55 м.
Первоначально проезжая часть переправы была покрыта диабазовой брусчаткой. Но она не выдерживала возрастающего потока машин и на нее наложили слой асфальта. Пешеходную часть приподняли и оградили от проезжей части в целях безопасности.
Дополнительная информация
Примечательно, что рисунок перил Ново-Петергофского моста перекликается с оградой, установленной на террасе, расположенной на берегу Невы, напротив Ломоносовского фарфорового завода. Орнамент этой ограды был разработан в 1820-1830 годах, и хранится в петербургском архиве как образец типового оформления мостовых сооружений.