+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ново-Петергофского моста
Ново-Петергофский мост, перекинутый через Обводный канал в створе Лермонтовского проспекта, отмечает в этом году две юбилейные даты. 170 лет — первому деревянному мосту и 95 лет — современной железобетонной переправе.
История
Первый деревянный трехпролетный мост подкосной системы был сооружен в этом месте в 1857 году. Переправа служила для проезда от Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к открытому в этом же году Балтийскому вокзалу.
При открытии мост получил название Ново-Петергофский по проспекту, в створе которого был построен. Однако уже в 1860 году его переименовали в Штиглицкий — по имени придворного банкира барона А.Л. Штиглица, который инвестировал средства в строительство Балтийской железной дороги, Балтийского вокзала и моста.
В 1914 году к 100-летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова Ново-Петергофский проспект переименовали в Лермонтовский, сменил имя и примыкающий к нему мост. Но это название не прижилось, и уже в 1916 году на картах Петрограда мост значится под своим нынешним именем — Ново-Петергофский.
Реконструкции и ремонты
Переправу дважды капитально ремонтировали в дереве с незначительными изменениями конструкции и ширины, сначала в 1889 году, а затем, по проекту инженера К.В. Ефимьева, — в 1909 году.
В конце 1920-х годов по Лермонтовскому проспекту решили пустить трамвай, и возникла необходимость постройки новой переправы. Проект моста разработали инженеры О.Е. Бугаева, Н.Е. Ермолаев, М.И. Жданов и архитектор К.М. Дмитриев при участии главного архитектора Ленинграда Л.А. Ильина. Консультантом проекта выступил известный инженер и ученый-мостостроитель профессор Григорий Петрович Передерий.
Строительные работы велись с 1931 по 1932 год. В результате на месте разобранного деревянного моста была сооружена однопролетная железобетонная переправа.
Под тротуарами проложили трубы газопровода, однако в 1950 году, после взрыва аналогичного газопровода на Обуховском мосту, трубы были заглушены.
Перильное ограждение на Ново-Петергофском мосту первоначально было стальным простого рисунка.
В 1960 году, по предложению главного инженера «Ленмосттреста» П.П. Степнова, перила заменили художественными чугунными решетками, разработанными по проекту архитектора И.Н. Бенуа и отлитыми в литейном цехе трамвайного парка им. Калинина.
В 1979 году в ходе капитального ремонта проезжую часть моста отгородили от тротуаров железобетонными блоками. В 2005 году эти блоки одели в металлическую рубашку.
В 2003 году с Ново-Петергофского моста сняли трамвайные рельсы и заменили асфальтобетонное покрытие проезжей части.
Характеристики моста
Ново-Петергофский мост — однопролетный железобетонный монолитный, конструкция представляет собой бесшарнирную раму. Длина моста — 27,5 метров, ширина — 23,1 метра.
Опоры моста – массивные бетонные, облицованы гранитом. На открылках устоев установлен гранитный парапет. Открылки сопрягаются с высокими подпорными стенками набережных.
Перильные ограждения художественного литья состоят из чугунных секций с перекрещенными окружностями, накладными щитами и львиной маской посередине. Секции вставлены в рамки с античным орнаментом. Металлические тумбы выполнены в виде ликторских пучков — перевязанных прутьев, служивших в Древнем Риме символами власти.
Информация для туристов
На северном берегу Обводного канала чуть выше Ново-Петергофского моста выделяются классические здания Измайловских армейских провиантских магазинов, построенные в 1819–1822 годах по проекту архитектора В.П. Стасова.
В западном корпусе одного из зданий располагался манеж Николаевского кавалерийского училища, построенный в 1915–1916 годах. В самом же училище, которое выходило фасадом на Ново-Петергофский (ныне Лермонтовский) проспект, обучался не только М.Ю. Лермонтов, но и такие знаменитые петербуржцы, как композитор М.П. Мусоргский или путешественник П.П. Семёнов-Тян-Шанский.
К югу от Ново-Петергофского моста расположены площадь и здание Балтийского вокзала, откуда пригородным транспортом можно добраться до городов Петергоф, Ломоносов, Сосновый бор.