+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 18.08.2017 на 19.08.2017 мосты по Неве, Большой  и Малой Неве разводятся.

Все понятно!

Нижний Лебяжий мост

Россия, Санкт-Петербург
Нижний Лебяжий мост

Ширина моста: 19,9 м

Водная преграда: Лебяжья канавка

Общая длина: 23,9 м

Год открытия: 1733 (деревянный), 1925 (железобетонный)

Архитекторы: А.Л. Саларев

Нижний Лебяжий мост на карте

Нижний Лебяжий мост (бывший Летний: 1829, Лебяжий: 1836-1846, Лебяжий Нижний: 1887-1917, Первый Царицынский) соединяет острова 1-й Адмиралтейский и Летний Сад через Лебяжью канавку в Центральном районе, расположен в устье Лебяжьей канавки на правом берегу реки Мойки.

Первый деревянный подъемный мост здесь появился в 1733 году. Он был построен по проекту инженера Германа фон Болеса. Первоначальное положение моста соответствовало тому месту, где сегодня находится каменная подпорная стенка на территории Летнего сада.

Это был мост балочной системы с опорами на свайном основании, с деревянной дощатой облицовкой опор и деревянным пролетным строением, обшитым с фасадов досками, что напоминало однопролетное сооружение арочного типа с пологим сводом. На мосту было установлено деревянное ограждение.

В 1836-1837 годах при перепланировке района вокруг Инженерного замка этот мост был перестроен в камне. Его свод сложили из кирпича, опоры – из бутовой кладки на свайных ростверках. Фасады и опоры облицевали гранитом. Строительство каменного моста началось в 1836 году и продолжалось всего 6 месяцев. Такая поспешность сразу же отразилась на его прочности. После снятия кружал кирпичный свод дал осадку, которая с каждым годом увеличивалась.

Ликвидировать деформации строителям не удалось, и в 1847 году был составлен новый проект перестройки Нижнего Лебяжьего моста. Ни один из каменных мостов Петербурга не подвергался столь частым перестройкам и реконструкциям, как этот.

По проекту конструктивная схема моста не отличается от предыдущих. Он однопролетный каменный арочный с кирпичным сводом, фасады облицованы гранитом. Для уменьшения распора своду было придано более пологое очертание. Ограждение предполагалось установить «прозрачное» металлическое простого рисунка. Однако по этому проекту мост перестроен не был.

Позже мост все-таки перестроили, однако ни автор проекта, ни год постройки неизвестны. По инвентарной описи в 1880 году пролетное строение моста представляло собой кирпичный свод параболического очертания, облицованного с фасадов гранитом. Перила состояли из чугунных секций, установленных между четырехгранными тумбами. Тротуары оградили с внутренней стороны булыжной отмосткой с гранитными столбами, по три с каждой стороны, проезжая часть вымощена деревянными торцами.

В начале 1900-х годов в новом кирпичном своде вновь обнаружились дефекты. В 1904 году в связи с подготовкой открытия трамвайного движения мост обследовали – полученные результаты были неутешительны. Комиссия признала состояние моста неудовлетворительным.

В 1907 году был составлен очередной проект реконструкции, по которому пролетное строение должно было состоять из решетчатых металлических ферм. Ни этот, ни последующие разработанные проекты не были осуществлены, а мост продолжал разрушаться.

Только в 1924-1925 годах по проекту инженеров Б.Д. Васильева и А.Д. Саларева мост реконструировали в однопролетный железобетонный арочный. Пролетное строение представляет собой железобетонный свод коробового очертания, рассчитанный как упругая арка. Устои моста остались без перестройки.

Перильное ограждение очень похоже на перила Садового моста, выполненного по рисунку, приписываемому архитектору К.И. Росси.

Последний раз переправу ремонтировали к 300-летию Санкт-Петербурга: отреставрировали гидроизоляцию и перильные решетки. Проезжую часть покрыли асфальтом, а тротуары – гранитом.