+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

С 17 марта 2020 года СПб ГБУ «Мостотрест» начинает ряд технологических разводок мостов. Следите за новостями на сайте. Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2020 года.

 

Все понятно!

Нижний Лебяжий мост

Россия, Санкт-Петербург
Нижний Лебяжий мост

Общая длина: 19,55 м

Водная преграда: Лебяжья канавка

Архитекторы: К.И. Росси

Год открытия: 1733 (деревянный), 1836 (каменный), 1925 (реконструкция)

Инженеры: П.П. Базен, А.Д. Гетман

Ширина моста: 19,85 м

Нижний Лебяжий мост на карте

Характеристики моста

Нижний Лебяжий мост расположен в устье Лебяжьей канавки и соединяет 1-й Адмиралтейский остров с островом Летний сад. Длина моста — 19,55 метров, ширина — 19,85 метров. По конструкции это однопролетный арочный мост с пролетным строением в виде железобетонного свода коробового очертания, рассчитанного как упругая арка.

Перила моста — чугунные решетки художественного литья на чугунных тумбах, выполнены по рисунку, приписываемому архитектору К.И. Росси.

История моста

Лебяжья канавка была прорыта в 1711–1719 годах для осушения болотистой территории, на которой разбили Царицын луг (ныне Марсово поле). Первоначально канал назывался Летним, по Летнему саду, затем его переименовали в Лебяжью канавку, так как на ней стали селиться лебеди из искусственных прудов Летнего сада. В первой половине XVIII века через нее было переброшено четыре деревянных моста, один из них – Нижний Лебяжий.

Первый деревянный подъемный мост в нижней части Лебяжьей канавки появился к 1733 году. Построенная по проекту голландского мастера Германа ван Болеса, переправа представляла собой деревянную конструкцию балочной системы с опорами на свайном основании. Это был мост арочного типа с пологим сводом и деревянными перилами. Опоры и пролетное строение были обшиты досками, покрашенными под камень. В конце XVIII — начале XIX века мост недолго назывался 1-й Царицынский, по расположенному рядом Царицыну лугу.

Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий мосты известны с 1849 года.

В 1836-1837 годах при перепланировке района вокруг Инженерного замка Нижний Лебяжий мост был перестроен в камне. Его свод сложили из кирпича, опоры – из бутовой кладки на свайных ростверках. Фасады и опоры облицевали гранитом. Строительство каменного моста началось в 1836 году и продолжалось всего 6 месяцев. Такая поспешность сразу же отразилась на его прочности. После снятия кружал кирпичный свод дал трещину, которая с каждым годом увеличивалась.

В 1842 году комиссия обследовала мост и зафиксировала «раскрытие швов» в основании гранитных арок. Мост отремонтировали, забив медные клинья в раскрытые швы, но в 1846 году обнаружилось, что клинья выпали, а кирпичный свод осел и крошится. Ликвидировать деформации строителям не удалось.

В 1847–1848 годах переправу снова отремонтировали, но мост продолжал разрушаться. В те же годы был разработан проект реконструкции моста, однако он не был реализован. Ни один из каменных мостов Петербурга не подвергался столь частым перестройкам и реконструкциям, как этот.

Согласно инвентарной описи, в 1880 году пролетное строение моста представляло собой кирпичный свод параболического очертания, облицованного с фасадов гранитом. Перила состояли из чугунных секций, установленных между четырехгранными тумбами. Тротуары оградили с внутренней стороны булыжной отмосткой с гранитными столбами, по три с каждой стороны, проезжая часть вымощена деревянными торцами.

В начале 1900-х годов в новом кирпичном своде вновь обнаружились дефекты. В 1904 году мост обследовали – полученные результаты были неутешительны. Комиссия признала состояние моста неудовлетворительным. В 1907 году был составлен очередной проект реконструкции, по которому пролетное строение должно было состоять из решетчатых металлических ферм. Ни этот, ни последующие разработанные проекты не были осуществлены, а мост продолжал разрушаться.

Только в 1924-1925 годах по проекту инженеров Б.Д. Васильева и А.Д. Саларева мост реконструировали, перестроив в однопролетный железобетонный арочный. Исторический облик Нижнего Лебяжьего моста не изменился.

Последний по времени ремонт переправы был выполнен в 2002 году, к 300-летию Санкт-Петербурга. По заказу СПб ГБУ «Мостотрест» были отреставрированы гидроизоляция и перила, заасфальтирована проезжая часть, переложены  гранитные плиты тротуаров.

Дополнительная информация

Нижний Лебяжий мост расположен в самом сердце Петербурга, среди исторических садов и парков. Поблизости находятся такие знаменитые достопримечательности Северной Столицы, как Летний сад с Летним дворцом Петра I и уникальной коллекцией скульптур, Инженерный (Михайловский) замок и Марсово поле.