+7 (812) 577-78-43
Матвеев мост
Категория: Пешеходные мосты
Общая длина: 26,8 м
Водная преграда: Крюков канал
Архитекторы: Т.В. Берсеньева
Год открытия: 1785 (деревянный), 1951 (металлический)
Инженеры: П.А. Андреевский, А.Д. Гутцайт
Ширина моста: 10,5 м
Матвеев мост на карте
Характеристики моста
Матвеев мост перекинут через Крюков канал в створе набережной реки Мойки, соединяя Коломенский и Казанский острова. Это трехпролетное сооружение длиной 26,8 метров и шириной 10,5. Мост косой в плане, угол косины 81°.
Пролетное строение металлическое балочно-неразрезной системы с криволинейным очертанием нижнего пояса. Опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании, также облицованы гранитом.
Перильное ограждение — решетка из металлических прутьев, укрепленных между металлическими тумбами. На речных опорах моста, на гранитных постаментах, установлены четыре фигурных торшера художественного литья с круглыми фонарями.
История моста
Крюков канал был прорыт в 1719–1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал проходил от набережной Невы до реки Мойки. В 1782–1787 годах Крюков канал протянули на юг до реки Фонтанки, а берега одели в гранит. В те же годы через канал перекинули шесть типовых мостов. Они были деревянными трехпролетными балочными на каменных опорах с гранитной облицовкой, средний пролет — разводной подъемного типа.
Мост, открывшийся в 1785 году там, где Крюков канал пересекает реку Мойку, был сооружен по такому типовому проекту (имя автора проекта до нас не дошло). Переправу украсили 4 овальных фонаря на изящных чугунных торшерах.
В первые годы после открытия мост называли Конюшенным — по Набережной Конюшенной улице (такое наименование носила в XVIII левобережная набережная Мойки), затем — Канавским, Канальным и Канавным, по Крюкову каналу. В середине XIX века за мостом закрепилось название Тюремный — по городской тюрьме, расположенной рядом, в здании Литовского тюремного замка (здание до наших дней не сохранилось).
В середине XIX века подъемный пролет заменили постоянным деревянным балочным пролетным строением. В в 1906 году деревянные балки были заменены металлическими, по которым уложили двойной деревянный настил. Перила металлические – три горизонтальных стержня с вертикальными стойками. Нужно отметить, что мост неоднократно ремонтировался.
В марте 1919 года мост переименовали по имени большевика Матвеева Сергея Матвеевича – комиссара воинской части, убитого на Восточном фронте при ликвидации мятежа Чехословацкого корпуса.
В 1950-1951 годах мост перестроили. Старые пролетные металлические строения были заменены новыми. Мост трехпролетный металлический балочно-неразрезной системы. Деревянная проезжая часть заменена на железобетонную плиту с асфальтобетонным покрытием.
В 1954 году по первоначальному проекту были восстановлены гранитные фигурные обелиски с фонарями на речных опорах.
В 1996-1997 годах на мосту произвели реставрационный ремонт торшеров.
В 2007 году мост Матвеева переименовали в духе петербургской топонимики — в Матвеев мост.
Дополнительная информация
Всего на Крюковом канале располагалось шесть однотипных мостов. Но до наших дней в своем первозданном виде дошел только Матвеевский. Теперь он находится под охраной государства как объект культурного наследия России регионального значения.