+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 13.10.2024 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Категория: Пешеходные мосты

Ширина моста: 20 м

Водная преграда: р. Мойка

Общая длина: 42,8 м

Год открытия: 1832

Инженеры: Е.А. Адам, В. фон Треттер

Мало-Конюшенный мост на карте

Характеристики моста

Мало-Конюшенный мост перекинут через реку Мойку в том месте, где из нее вытекает канал Грибоедова, и входит в уникальную мостовую композицию, называемую «Трехмостье». Это два однопролетных металлических моста: Мало-Конюшенный и Театральный, а также Ложный или Пешеходный мост-дамба. 

Длина Мало-Конюшенного моста — 42,8 м, ширина — 20 м.  Пролетное строение чугунное, собрано из 8 арок по 7 тюбингов в каждой. Фасады украшены рельефными, отлитыми из чугуна орнаментами. Устои – массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом. 

Декоративное оформление моста выполнено в стиле позднего классицизма, в декоре преобладают элементы растительного орнамента. Чугунные перила художественного литья увенчаны позолоченными круглыми светильниками-торшерами.

История моста

Три моста, составляющие Трехмостье, сооружены по проекту инженеров В. фон Треттера и Е.А. Адама и были открыты в 1832 году. 

Первый деревянный мост в этом месте, чуть выше по течению Мойки, был построен в первой четверти XVIII века. С 1738 года он назывался Красный — в створе моста проходил Красный канал, засыпанный в 1780-х годах. В дальнейшем эта переправа носила название Царицынский мост (по Царицыну лугу, историческое название Марсова поля) и Театральный (по находившемуся рядом «Вольному Российскому театру»). В 1828 году он был разобран.

Проект новых чугунных мостов разрабатывался в 1807–1829 годах. Существовали две концепции. Согласно первой, архитектор В.И. Гесте и инженер Е.А. Адам предложили строить отдельные переправы. А архитекторы А.К. Модюи и В.И. Беретти, инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, В.К. Треттер и М.Г. Дестрем выдвинули другую идею — объединить мосты в единую группу. Именно этот проект был принят, и 8 июня 1829 года под руководством инженера Вильгельма фон Треттера и генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова началось строительство переправы. 8 января 1832 года три моста были приняты в эксплуатацию.

Арочные пролетные строения моста состоят из чугунных коробок, скрепленных между собой болтами – это типовые для того времени сборные конструкции. Устои моста – массивные каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. Все три моста получили одинаковый рисунок чугунных решеток, состоящих из дротиков, на фоне которых чередуются головы медуз.

Первоначально установленные здесь фонари оказались настолько высоки, что фонарщики не раз с них падали. В связи с этим санкт-петербургский генерал-губернатор П.К. Эссен просил Главное управление путей сообщения укоротить их. Это прошение было одобрено, фонари укоротили.

После 1917 года многие декоративные элементы мостов были утрачены или частично повреждены.

Первый капитальный ремонт Мало-Конюшенного и Театрального мостов, впервые более чем за 100 лет эксплуатации, был выполнен в 1936 годах. На мостах заменена изоляция, проезжую часть замостили каменным брусчатым покрытием — клейнпфлястером, тротуары заасфальтировали, установили гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части.

В 1952-1953 годах по проекту А.Л. Ротача были восстановлены торшеры, фонари и решётки ограждений.

В 1990–1997 годах Трехмостье ремонтировалось по проекту института «Ленгипроинжпроект». Несущие конструкции переправы были усилены под современные нагрузки, восстановлены все архитектурные детали.

В 1999 году выполнена реконструкция мостового ансамбля, проект разработал инженер Б.Н. Брудно. Все три моста стали пешеходными, дорожное покрытие заменено каменным. В 2002 году в рамках программы «Светлый город» специалистами СПб ГУП «Ленсвет» на каждом мосту было установлено по 8 прожекторов декоративной подсветки.

Последние по времени реставрационные работы на Мало-Конюшенном и Театральном мостах были проведены в июле-декабре 2017 года. Все работы выполнялись с соблюдением требований нормативных документов, предъявляемых к сохранению памятников. 

Золочение и окраска металлоконструкций и декоративных элементов мостов, восполнение утрат, восстановление окраски – все работы проведены в соответствии с утвержденной методикой. Процесс золочения проходил под постоянным контролем специалистов КГИОП. Максимально возможное количество элементов было демонтировано для проведения золочения в условиях мастерских. Также непосредственно на объекте были собраны специальные временные сооружения – тепляки, в которых был обеспечен температурно-влажностный режим, соответствующий методикам по нанесению сусального золота.

Весь комплекс работ занял полгода. За это время на каждом мосту были проведены в общей сложности 20 технологически разных ремонтно-реставрационных процессов. 

Дополнительная информация

Композиция из трех мостов не имеет аналогов в мире и является объектом культурного наследия федерального значения.