+7 (812) 577-78-43
Итальянский мост
Категория: Пешеходные мосты
Общая длина: 22,5 м
Водная преграда: Канал Грибоедова
Архитекторы: В.С. Васильковский
Год открытия: 1896 (первая переправа), 1955 (современный мост)
Инженеры: Л.Н. Колпицын (первая переправа), Н.Д. Гутцайт (современный мост)
Ширина моста: 3 м
Итальянский мост на карте
Характеристики моста
Итальянский мост перекинут через канал Грибоедова в створе Итальянской улицы, ниже Ново-Конюшенного и выше Казанского моста. Это однопролётный пешеходный мост длиной по задним граням устоев 22,5 метра и шириной 3 метра.
Пролетное строение переправы металлическое балочное, устоями служат стенки набережной канала Грибоедова. Сверху пролётное строение перекрыто железобетонными плитами. Теплофикационные трубы скрыты под конструкцией мостового покрытия.
Мост декорирован по рисункам, изображающим петербургские переправы эпохи классицизма. Чугунные перила художественного литья завершаются на устоях гранитными тумбами. Переправу украшают 4 торшера с восьмигранными ажурными фонарями. Фасады и основания торшеров декорированы чугунными литыми рельефами.
История моста
Итальянская улица получила свое название от Итальянского дворца, построенного на левом берегу реки Фонтанки в 1730-е годы (ныне здесь расположено одно из зданий Российской национальной библиотеки). Улица проходила от набережной Фонтанки до набережной Екатерининского канала и в конце XIX века называлась Большой Итальянской.
В 1896 году молодой инженер путей сообщения Леонид Колпицын предложил соорудить в створе Итальянской улицы пешеходный мост через Екатерининский канал. Предложение не нашло поддержки у городских властей, и инженер построил переправу на собственные средства.
Это был изящный однопролетный «перекидной» мост, устоями которому служили гранитные стенки набережной. Длина пролётного строения составляла 19,7 метров.
Мост был приподнят над уровнем набережной на 1,4 метра для удобного прохода судов и с обеих сторон оснащен лестничными спусками на набережную. При мощении мостового полотна был применен новый для того времени материал — ксилолитовые плиты.
Новая пешеходная переправа торжественно открылась 6 октября 1896 года.
Сооружение моста обошлось Л.Н. Колпицыну в 3500 руб. Городские власти выразили инженеру благодарность, но отказались компенсировать затраты на строительство. Также власти не поддержали его идею сделать проход по мосту платным, по 1 копейке с человека. В конце концов, Колпицын просто подарил мост городу.
В 1902 году ксилолитовые плиты заменили дощатым настилом, реконструкция велась по проекту К.В. Бальди. В 1911—1912 годах мост перестроили полностью по проекту инженера К.В. Ефимьева. Новый мост стал брусчатым, балочно-подкосной системы на свайных опорах.
Новый ремонт переправы проведен в 1937 году для прокладки двух теплофикационных труб. Мост перестроили в дереве, сохранив прежнюю конструкцию. По документам 1946 года длина Итальянского моста составляла 18,4 метров, ширина — 2,07 метров; кованые железные перила имели простой рисунок.
Современный Итальянский мост сооружен в 1955 году по проекту института «Ленгипроинжпроект», его авторы — инженер А.Д. Гутцайт и архитектор В.С. Васильковский. На этот раз опорами вновь стали стенки набережных, полотно переправы было заасфальтировано. Мост был оформлен в стиле второй половины XIX века. На четырёх опорах установили торшеры со стилизованными под старину фонарями.
В 1969 году произведены работы по золочению архитектурных деталей моста, а в 1996 году состоялась реставрация «венецианских» фонарей и перильного ограждения.
Дополнительная информация
С Итальянского моста открывается вид на Храм Воскресения Христова, известный как Спас-на-Крови. Он возведен в конце XIX века в память об императоре-освободителе Александре Втором. 1 марта 1881 года здесь, на набережной Екатерининского канала, было совершено покушение на императора, который от полученных ранений скончался. Отсюда и название собора, в котором подразумевается пролитая царская кровь.
У Итальянского моста в хорошую погоду часто играют уличные музыканты, что делает это место города крайне привлекательным для спокойных пеших прогулок.