+7 (812) 577-78-43
Атаманский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 37,3 м
Водная преграда: Обводный канал
Архитекторы: Л. А. Носков
Год открытия: 1913 (деревянный) 1975 (современный)
Инженеры: А.Д. Гутцайт
Ширина моста: 32 м
Атаманский мост на карте
Характеристики моста
Атаманский мост перекинут через Обводный канал в створе Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе, соединяя Безымянный остров с южным берегом Обводного канала.
Длина моста – 37,3 метров, ширина – 32 метра. Это железобетонное однопролетное сооружение с пролетным строением в виде трехшарнирной рамы. Устои железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила металлические, рисунок решетки повторяет узор ограждения Обводного канала, на устоях – гранитный парапет. Возле устоев моста с четырех сторон — гранитные лестничные спуски на нижний ярус набережной.
История моста
Восточная часть Обводного канала, от Лиговского канала (ныне Лиговский проспект) до Александро-Невской лавры была построена в 1833 году под руководством инженеров П.П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. В то время канал был южной границей Санкт-Петербурга. В 1840-х годах от левого берега Обводного канала на юг и запад был прорыт небольшой Г-образный залив для стоянки грузовых судов. Перед входом в залив русло канала расширили, и образовавшийся новый водоем получил название «Бассейн Обводного канала».
Первый Атаманский мост располагался чуть ниже по течению от Бассейна Обводного канала, в створе Атаманской улицы, которая шла от реки Монастырки параллельно каналу, а затем поворачивала на юг под углом 90°.
Атаманская улица, а по ней — и мост, были названы по дислоцировавшемуся здесь лейб-гвардии казачьему полку. Атаманами всех казачьих войск Российской Империи традиционно являлись наследники царского престола.
Атаманский мост впервые был обозначен на плане города 1913 года. Его часто путают с одним из Американских железнодорожных мостов, расположенным ниже по течению. Однако это всегда были разные переправы. Старый Атаманский мост был трехпролетный деревянный с ригельно-подкосными пролетными строениями и башенными опорами.
В 1932 году в ходе капитального ремонта средний пролет перекрыли деревянными составными прогонами на колодках.
В 1950 году мост вновь пережил капитальный ремонт: деревянные прогоны были заменены металлическими, обновлен деревянный настил. Длина моста составила 38,4 метра, ширина между осями перил – 15 метров.
Современный Атаманский мост был построен в 1972–1975 году по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова. Ось переправы перенесли на 180 метров выше по течению — к Кременчугской улице и Глухоозерскому шоссе: в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда обе улицы в середине 1970-х годов продлили до Обводного канала. Открытие в 1975 году нового Атаманского моста позволило создать прямую автомагистраль между Центральным и Невским районами и разгрузить проспект Обуховской обороны.
Дополнительная информация
По конструкции Атаманский мост близок к Ново-Каменному мосту, перекинутому через Обводный канал в створе Лиговского проспекта.