+7 (812) 577-78-43
2-й мост Круштейна
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 14,8 м
Водная преграда: Адмиралтейский канал
Архитекторы: Л.А. Носков
Год открытия: начало XIX века (деревянный), 1959 (современный)
Инженеры: А.Д. Гутцайт
Ширина моста: 10,7 м
2-й мост Круштейна на карте
Характеристики моста
2-й мост Круштейна перекинут через Адмиралтейский канал напротив домов №27 и 29 по набережной канала, он соединяет 2-й Адмиралтейский остров с островом Новая Голландия. Длина моста — 14,8 метров, ширина — 10,7 метров.
Мост однопролетный железобетонный, пролетное строение — в виде двухшарнирной рамы. Фасады пролетного строения облицованы гранитом. Устои железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильное ограждение моста металлическое кованое, рисунок повторяет узор ограды набережной реки Мойки, на устоях – гранитные тумбы.
История моста
История моста восходит к петровским временам. В 1717 году между верфями Адмиралтейства и островом Новая Голландия был проложен канал, названный Прядильным по располагавшимся поблизости прядильным амбарам. По каналу сплавляли корабельный лес, хранившийся на складах Новой Голландии. Через канал был перекинут деревянный мост, располагавшийся ниже нынешнего 1-го моста Круштейна и выше 2-го моста Круштейна.
В начале XIX века через Адмиралтейский канал (на некоторых планах Петербурга он назывался каналом Новой Голландии) были перекинуты два деревянных моста, расположенные там же, где сейчас находятся 1-й и 2-й мосты Круштейна.
В 1844 году большую часть Адмиралтейского канала между Адмиралтейством и Благовещенской площадью (ныне пл. Труда) заключили в трубу, оставив лишь небольшой отрезок между Крюковым каналом и рекой Мойкой.
В 1922 году канал назвали в честь эстонского моряка Карла Яковлевича Круштейна. В 1950-х годах имя Круштейна было присвоено и обоим мостам через канал. Интересный факт: даже после того, как в 1991 году каналу возвратили историческое название Адмиралтейский, оба моста через него остались мостами Круштейна.
в 1950-х годах 2-й мост Круштейна был деревянным трехпролетным балочным. В 1959 году по проекту инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова деревянный мост перестроили в однопролетный железобетонный.
Летом 2016 года мост капитально отремонтировали к открытию 1-й очереди парка Новая Голландия.
Дополнительная информация
Карл Яковлевич Круштейн (1887–1921), давший имя каналу и мостам через него, – эстонский революционер, участник Гражданской войны, с 1919 года работал комиссаром Главного гидрографического управления, затем комиссаром Главного управления мореплавания. 3 ноября 1921 года погиб в Петрограде при невыясненных обстоятельствах; его тело выловили из канала напротив Новой Голландии.
2-й мост Круштейна ведет к главному входу в парк Новая Голландия. Поблизости от моста расположено необычное круглое здание бывшей морской тюрьмы. Построенное по проекту архитектора А.Е. Штауберта в 1829 году, благодаря своей форме, оно получило название «Бутылка». По легенде, именно отсюда пошло выражение «не лезь в бутылку». Сегодня в отреставрированной «Бутылке» расположилось одноименное креативное пространство.