+7 (812) 577-78-43
1-й Лаврский мост
Категория: Пешеходные мосты
Общая длина: 18 м
Водная преграда: р. Монастырка
Архитекторы: Л.А. Носков
Год открытия: 1718 (деревянный), 1972 (современный)
Инженеры: А.И. Рубашев, А.Д. Гутцайт
Ширина моста: 9,5 м
1-й Лаврский мост на карте
Характеристики моста
1-й Лаврский мост перекинут через реку Монастырку у центрального входа в Александро-Невскую лавру. Мост однопролетный железобетонный балочно-разрезной системы. Длина моста —18 метров, ширина 9,5 метров.
С фасадов пролетное строение закрыто сборными декоративными арками, облицованными гранитом. Массивные устои — из монолитного железобетона на свайном основании, также облицованы гранитом. На мосту установлены металлические сварные решетки перильного ограждения и гранитные поребрики вдоль тротуаров.
История моста
1-й Лаврский мост является одним из старейших мостов города. Первая наплавная переправа в этом месте сооружена в 1712 году по приказу Петра I во время строительства «Монастыря Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» (в 1797 году монастырь преобразовали в лавру). Многие историки считают, что этот мост стал первой переправой в материковой части Петербурга.
В 1718 году наплавную переправу сменил деревянный подъемный мост балочно-подкосной системы. В 1830-х годах его снова перестроили в дереве: мост стал однопролетным балочным на кирпичных устоях. С 1829 года мост назывался 1-м Александровским, с 1836 по 1862 год — Монастырским.
В 1924 году 1-й Лаврский мост был отремонтирован и перестроен в пятипролетный, деревянный, балочно-разрезной системы, с сохранением кирпичных устоев. Пролетное строение состояло из деревянных прогонов, причем старые арки, пришедшие в негодность, были заменены новыми, деревянными, которые прослужили 25 лет, до 1949 года.
В 1949 году при очередном ремонте моста деревянные прогоны были заменены на металлические балки. Мост был перестроен в трехпролетный на деревянных опорах, с сохранением каменных устоев. Верхнее строение и ограждение остались деревянными.
Современный 1-й Лаврский мост был построен в 1970-1972 годах по проекту, разработанному инженером А. И. Рубашевым и архитектором Л.А. Носковым.
Дополнительная информация
Река, через которую был наведен мост, в XVIII столетии называлась Черной речкой из-за темного цвета воды (как и многие другие Черные речки Петербурга и пригородов, она вытекала из торфяных болот). В 1829 году, после строительства восточной части Обводного канала, Черная речка разделилась на реки Монастырку и Волковку.
1-й Лаврский мост, будучи относительно новой постройкой, не входит в число памятников архитектуры. Он выполнен в стиле, близком к ретроспективизму — это направление в архитектуре начала XX века основано на возрождении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма и ампира. Согласно замыслу архитектора новый мост гармонично вписался в классический ансамбль Александро-Невской лавры.
Мост расположен в одном из самых интересных мест исторического центра Петербурга. Он ведет к главному входу в Александро-Невскую лавру и соединяет территорию лавры с некрополями Государственного музея городской скульптуры.