+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 по Неве и Большой Неве разводятся мосты: Дворцовый с 01:10 до 01:40, Троицкий с 01:20 до 01:40. Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

 

Все понятно!

1-й Лаврский мост

Россия, Санкт-Петербург
1-й Лаврский мост

Категория: Пешеходные мосты

Общая длина: 18 м

Водная преграда: р. Монастырка

Архитекторы: Л.А. Носков

Год открытия: 1718 (деревянный), 1972 (современный)

Инженеры: А.И. Рубашев, А.Д. Гутцайт

Ширина моста: 9,5 м

1-й Лаврский мост на карте

Характеристики моста

1-й Лаврский мост перекинут через реку Монастырку у центрального входа в Александро-Невскую лавру. Мост однопролетный железобетонный балочно-разрезной системы. Длина моста —18 метров, ширина 9,5 метров.

С фасадов пролетное строение закрыто сборными декоративными арками, облицованными гранитом. Массивные устои — из монолитного железобетона на свайном основании, также облицованы гранитом. На мосту установлены металлические сварные решетки перильного ограждения и гранитные поребрики вдоль тротуаров.

История моста

1-й Лаврский мост является одним из старейших мостов города. Первая наплавная переправа в этом месте сооружена в 1712 году по приказу Петра I во время строительства «Монастыря Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» (в 1797 году монастырь преобразовали в лавру). Многие историки считают, что этот мост стал первой переправой в материковой части Петербурга.

В 1718 году наплавную переправу сменил деревянный подъемный мост балочно-подкосной системы. В 1830-х годах его снова перестроили в дереве: мост стал однопролетным балочным на кирпичных устоях. С 1829 года мост назывался 1-м Александровским, с 1836 по 1862 год — Монастырским.

В 1924 году 1-й Лаврский мост был отремонтирован и перестроен в пятипролетный, деревянный, балочно-разрезной системы, с сохранением кирпичных устоев. Пролетное строение состояло из деревянных прогонов, причем старые арки, пришедшие в негодность, были заменены новыми, деревянными, которые прослужили 25 лет, до 1949 года.

В 1949 году при очередном ремонте моста деревянные прогоны были заменены на металлические балки. Мост был перестроен в трехпролетный на деревянных опорах, с сохранением каменных устоев. Верхнее строение и ограждение остались деревянными. 

Современный 1-й Лаврский мост был построен в 1970-1972 годах по проекту, разработанному инженером А. И. Рубашевым и архитектором Л.А. Носковым. 

Дополнительная информация

Река, через которую был наведен мост, в XVIII столетии называлась Черной речкой из-за темного цвета воды (как и многие другие Черные речки Петербурга и пригородов, она вытекала из торфяных болот). В 1829 году, после строительства восточной части Обводного канала, Черная речка разделилась на реки Монастырку и Волковку.

1-й Лаврский мост, будучи относительно новой постройкой, не входит в число памятников архитектуры. Он выполнен в стиле, близком к ретроспективизму — это направление в архитектуре начала XX века основано на возрождении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма и ампира. Согласно замыслу архитектора новый мост гармонично вписался в классический ансамбль Александро-Невской лавры.

Мост расположен в одном из самых интересных мест исторического центра Петербурга. Он ведет к главному входу в Александро-Невскую лавру и соединяет территорию лавры с некрополями Государственного музея городской скульптуры.