+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 11.10.2024 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

1-й Зимний мост

Россия, Санкт-Петербург
1-й Зимний мост

Общая длина: 19,4 м

Водная преграда: Канал Зимняя Канавка

Архитекторы: И.Л. Росси

Год открытия: 1720 (деревянный), 1768 (мост через Красный канал), 1784 (современный)

Назначение: Автомобильные, Пешеходные

Ширина моста: 21,6 м

Инженеры: Т.И. Насонов

1-й Зимний мост на карте

Характеристики моста

1-й Зимний мост перекинут через Зимнюю канавку по оси Миллионной улицы, он соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это каменное однопролетное арочное сооружение длиной 19,4 метров и шириной 21,6 метров. Пролетное строение представляет собой параболический свод, фасад облицован гранитом. Устои моста каменные на свайном основании, облицованы гранитом.

Перильным ограждением моста служит сплошной гранитный парапет. От тротуара моста, выложенного гранитными плитами, к набережной Зимней канавки ведут небольшие лестничные спуски. С верховой стороны моста на набережной расположены два спуска к воде Зимней канавки.

История моста

В 1718–1719 годах рядом с Зимним дворцом Петра I прорыли небольшой канал, соединивший реки Неву и Мойку. Канал называли Зимнедомским, Зимнедворцовым и Старым Дворцовым, с 1755 года — Зимним, а в начале XIX века переименовали в Зимнюю канавку.

В 1718–1720 годах  через канал в створе Большой Немецкой улицы (ныне Миллионная) перекинули деревянный разводной мост подъемной системы. В середине XVIII века его перестроили в дереве, и он стал трехпролетным балочным. В таком виде он простоял до 1783 года. 

В 1768 году был построен однопролетный каменный арочный мост через соседний Красный канал, прорытый в 1711 году между Невой и Мойкой вдоль западной границы Царицына луга (ныне Марсово поле). В створе Большой Немецкой улицы через него перекинули каменный мост, облицованный гранитом. Проект переправы разработали И.Л. Росси и Ю.М. Фельтен, строительством руководил инженер Т.И. Насонов.

В 1770-х годах Красный канал засыпали. В 1783–1784 годах мост разобрали, по частям перенесли на Миллионную улицу и перекинули через Зимний канал, набережная которого как раз в эти годы одевалась в гранит. С тех пор Зимний мост ни разу не перестраивали.

Первоначально мост назвали Немецким по Большой Немецкой улице, а улица называлась так по расположенной рядом Немецкий слободе. Позднее улицу переименовали в Миллионную, так же стал называться и мост. С 1829 года мост стали называть Зимним, по Зимней канавке, а с 1940 года за переправой закрепилось современное название — 1-й Зимний мост.

В 1955 году на мосту производился ремонт по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» Б.Б. Левина. В ходе работ был частично отремонтирован каменный свод и проезжая часть моста.

Дополнительная информация

1-й Зимний мост, сохранивший свой архитектурный облик неизменным с XVIII века, входит в число объектов культурного наследия федерального значения.

С информацией о мосте, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга