+7 (812) 577-78-43
Пресса о нас
Реконструкция Тучкова моста на порядок сложнее ремонта Дворцового, заявил замдиректора ГБУ «Мостотрест»
01.06.2016
Специалисты Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и «Мостотреста» рассказали о том, как будет проходить начинающаяся с 7 июня реконструкция Тучкова моста, и о сложностях, которые ждут как строителей, так и тех, кто в ближайшие 20 месяцев планирует перебираться с Васильевского острова на Петроградскую сторону (и обратно). Корреспондент «Диалога» выяснял, как быть пассажирам общественного транспорта и автомобилистам.
«Мы рассматривали три варианта организации движения по Тучкову мосту на период его реконструкции: в обе стороны по одной полосе или в одну сторону – в направлении Васильевского острова или Петроградской стороны. Выбор – как наш, то есть Центра транспортного планирования, так и проектировщика – пал на вариант, при котором автомобили будут двигаться в сторону Петроградской стороны. Причин и факторов, которые привели к такому решению, несколько – хотя, казалось бы, продолжение Большого проспекта [П.С.], который является односторонним в направлении Васильевского острова, было бы более логичным. Но, к сожалению, в этом случае мы получали довольно сложные транспортные узлы: как известно, пропускная способность ограничивается не сечением самого моста, а узлами пересечения с другими объектами. Кроме того, у нас получались очень большие задержки транспорта на альтернативном мосту – Биржевом. Расчёты и моделирование показали, что выбранная схема движения будет оптимальной», — рассказал начальник отдела градостроительного планирования и транспортного моделирования ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Андрей Майоров.
Меньше повезло тем, кто привык пользоваться трамваями маршрутов № 6 и 40, которые связывают Васильевский остров с Петроградской стороной (и далее – с Выборгской): рельсы с Тучкова моста на время ремонта, естественно, будут сняты. Но если на Васильевском острове движение сохранится вплоть до станции метро «Спортивная-2» — для этого в конце Кадетской и 1-й линий обустраивается стрелка для работы двухкабинных составов («тяни-толкаев») – то напрашивающееся само собой решение об организации точно такого же механизма на Петроградской стороне почему-то не реализовано. Майоров поспешил уточнить, что варианты с организацией челночного движения к северу от Малой Невы «прорабатываются», но… предусматривают они в лучшем случае обустройство стрелки (и конечной остановки) на Кронверкском проспекте, а не на проспекте Добролюбова, у станции метро «Спортивная-1». Маршрут № 40, соответственно, будет курсировать по действующей трассе от Тихорецкого проспекта до улицы Куйбышева, а дальше – сворачивать налево, а не направо, и завершаться на площади Ленина. Троллейбусный маршрут № 9 будет снова закрыт, а № 1 – направлен через Стрелку и Биржевой мост. Автобусы № 1 и 128 в направлении Васильевского острова будут также двигаться через восточную переправу.
Из-за ремонта Тучкова моста общественный транспорт меняет маршруты
«Окончательное решение пока не принято – оно прорабатывается. Необходимо сначала обкатать это решение на Васильевском острове – если мы запустим с обеих сторон схему, которая ни разу в городе не применялась, и будем решать сразу две проблемы, мы не решим ни одной. Будут запущены дополнительные автобусы, которые будут перевозить людей по маршрутам, которые заменят трамваи», — добавил Майоров. Связано такое решение отчасти потому, что на период ремонта будет введена новая схема сообщения по проспекту Добролюбова: в сторону Биржевого моста движение будет осуществляться по четырём полосам, в обратном направлении – по двум. Будут перепрограммированы все светофоры в этом секторе: например, увеличено время разрешённого поворота направо с Биржевого моста на набережную Макарова (она, как и в период строительства «Спортивной-2», станет односторонней – в направлении от Среднего проспекта к Тучкову мосту), изменено сочетание фаз светофоров на перекрёстка проспекта Добролюбова с Большим проспектом Петроградской стороны и переулком Талалихина.
Что касается технической стороны реконструкции моста, то в первую очередь изменится система его функционирования – с балочно-подвесной на балочную. Такое решение принял проектировщик – институт «Ленгипроинжпроект» (работы по пролётному строению выполнял институт «Гипростроймост»); архитектурная же составляющая переправы останется прежней, отметил заместитель директора ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин. Наибольшие опасения у мостовиков вызывает состояние противовеса, который позволяет пролёту моста подниматься и опускаться (принцип, как пояснил специалист, похож на тот, по которому работает колодец-журавль). Кроме того, будут заменены сами пролётные строения – это означает, что реконструкция Тучкова моста окажется на порядок сложнее операции, которой подвергался Дворцовый мост. Там строителям пришлось заменить лишь плиту проезжей части, а балки были только отремонтированы.
Движение по Тучкову мосту начнут ограничивать с начала июня
«Не реконструировать мост было нельзя. Наиболее изношенной из всех узлов является металлическая коробка противовеса, которая требует повышенного внимания – мы поддерживаем её в эксплуатационном состоянии, но бесконечно делать это невозможно. Скрытые дефекты внутри бетона этого противовеса видеть нельзя – их можно только прогнозировать по появлению дефектов на внешней «рубашке». Но чудес не бывает – скорее всего, при разборке мы увидим и там коррозионные повреждения. Пока это ещё не криминально – ну и слава богу. Наиболее слабое место любого разводного моста – узел соединения между противовесом и пролётным строением. В какой-то момент противовес может изменить свои геометрические характеристики, и тогда мост просто останется в том состоянии, в котором был – сведённом или разведённом», — добавил Кочин. Сейчас опасности нет, но как долго такое состояние удавалось бы сохранить?
«Реализация проекта будет поэтапной, так как мы реконструируем объект без полного закрытия движения по нему. Пока мы рассматриваем два этапа: на первом мы за 8 месяцев реконструируем низовую сторону моста, со снятием трамвайного движения. Затем переходим на верховую часть сооружения. В процессе строительства мы поймём, нужна ли какая-нибудь корректировка. В межнавигационный период будем реконструировать разводной пролёт. С водной частью сооружения можно работать только после завершения навигации, то есть – с осени», — пояснила начальник отдела строительства и реконструкции КРТИ Ольга Швайка.
Она добавила, что хотя реконструкцию Тучкова моста часто называют одним из элементов подготовки инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2016 года, это не так: в отличие от строительства Серного моста, обновление более старой переправы в этот пакет не входит, и поэтому федерального софинансирования не предполагается. КРТИ давно собирался провести капремонт этого объекта и уже разработал соответствующую программу, поэтому приступил к работе сразу, как появилась финансовая возможность. Однако теперь строителям нужно уложиться в двухлетний срок, чтобы успеть к началу ЧМ. Проектом предусмотрено, что работы будут продолжаться 20 месяцев, то есть завершатся к весне 2018 года. В 2016 году выделено из городской казны 800 миллионов рублей на реконструкцию Тучкова моста, в 2017-м предполагается ассигновать 1 миллиард, в 2018-м – 600 миллионов.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»