+7 (812) 577-78-43
Новости
Биржевой мост отмечает 125-летний юбилей!
09.04.2019
Сегодня у Санкт-Петербурга праздник! Ровно 125 лет назад на карте города появился один из самых долгожданных мостов, который соединил стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону.
9 апреля (27 марта по старому стилю) 1894 года был открыт первый постоянный деревянный Биржевой мост. У него длинная история, которая началась задолго до сооружения известной нам переправы.
Почему мост через Малую Неву в этом месте появился так поздно? Дело в том, что с 1730-х годов на Стрелке Васильевского острова располагался морской торговый порт, и мост помешал бы судоходству. Тогда у Стрелки на другой берег можно было перебраться только с помощью Мытнинского лодочного перевоза.
Во второй половине XIX века торговый порт перевели на Гутуевский остров, и петербуржцы стали активно просить городскую управу о постройке постоянного моста. К этому подключился даже ректор Санкт-Петербургского университета профессор Андрей Николаевич Бекетов.
9 апреля 1894 года под звуки оркестра и крики рабочих и толпы «Ура!» наконец был торжественно открыт постоянный деревянный Биржевой мост, сооруженный по проекту инженера Н.М. Мазурова. Он был 25-пролетный, балочно-подкосный, имел длину 328 метров и ширину 21 метр. Двукрылый разводной пролет длиной 14 метров в свету располагался посередине. Мост разводили вручную с помощью лебедок.
Свое название мост получил по Бирже, расположенной на Стрелке Васильевского острова. (Забегая вперед, скажем, что в 1923 году его переименовали в мост Строителей, а 22 сентября 1989 года вернули историческое название).
В 1930 году был проведен первый капитальный ремонт Биржевого моста. Деревянные рамы разводного пролета были заменены металлическими, а ручные лебедки – электрическими.
К середине XX века мост перестал справляться с увеличившимися потоками наземного и водного транспорта. К 1939 году был разработан проект новой переправы, но его осуществлению помешала война.
Современный мост был сооружен только в 1957–1960 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект». Было принято решение переместить его ось на 70 метров ниже по течению Малой Невы и придать переправе внешний облик, подобный Дворцовому мосту. Так была сформирована гармоничная композиция из Стрелки Васильевского острова и двух мостов через Большую и Малую Неву.
Новый Биржевой мост – это пятипролетное металлическое сооружение длиной 239 метров и шириной 27 метров с двукрылым разводным пролетом посередине. Чтобы приблизить длину моста Строителей к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны. Ватный остров перестал существовать.
Разводной пролет Биржевого моста – откатно-раскрывающейся системы, не имеющей мировых аналогов: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку. Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода, хотя почти все петербургские мосты уже перешли на современную гидравлическую систему.
С моста открывается самая впечатляющая панорама на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость. Это один из красивейших видов в Северной Венеции.
Биржевой мост можно увидеть во многих фильмах о Санкт-Петербурге. Например, в «Невероятных приключениях итальянцев в России». В проекте "50 фактов о Биржевом мосте" можно узнать о других интересных и эксклюзивных страницах истории переправы.
Многие мосты Санкт-Петербурга имеют вековую историю, но каждый из них по-своему уникален и прекрасен. Мы поздравляем Биржевой мост со 125-летием и желаем ему не терять своей исключительности и украшать город на Неве еще, как минимум, столько же лет!
С праздником!