+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 25.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Биржевого моста


125-летний юбилей отмечает Биржевой мост, перекинутый через реку Малую Неву между Биржевой площадью на Васильевском острове и площадью Академика Лихачева на Петроградской стороне. 27 марта (9 апреля по новому стилю) 1894 года  здесь открылась первая постоянная переправа.

История

Мост у истока Малой Невы был сооружен достаточно поздно — только в конце XIX века. С 1730-х годов на Стрелке располагался морской торговый порт. Возле Гостиного двора разгружали корабли, здесь же находилась Биржа. Мост в этом месте мешал бы прохождению парусных судов.

Проспект Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве реке. Гравюра И.П. Елякова с рис. М.И. Махаева, 1753 год

Во второй  половине XIX века новые корабли с глубокой осадкой уже не могли заходить в Неву и тем более в Малую Неву. После открытия Морского канала в 1885 году торговый порт перевели на Гутуевский остров.

В 1893–1894 годах по проекту инженера Н.М. Мазурова был построен первый деревянный мост от Стрелки Васильевского острова на Петроградскую сторону. Переправу открыли 27 марта (9 апреля по новому стилю) 1894 года. Это был 25-пролётный балочно-подкосный мост длиной 328 метров и шириной 21 метр с двукрылым разводным пролётом длиной 14 метров в свету, располагавшимся посередине. Разводка моста осуществлялась вручную с помощью лебёдок.

Опоры моста были деревянными на свайном основании, от навала судов и льда они были защищены кустами из деревянных свай.

Старый Биржевой мост, фото 1896 года. Автор Франтишек Кратки. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kr%C3%A1tk%C3%BD,_F._-_Petrohrad_-_Burza_(1896).jpg

Трасса переправы пролегала выше по течению от оси современного Биржевого моста — в створе Зоологического переулка.

Старый мост Строителей (Биржевой) на плане Ленинграда 1933 года

6 апреля (19 апреля по новому стилю) 1894 года новая переправа получила название Биржевой мост — по Бирже, расположенной на Стрелке Васильевского острова. В 1923 году мост был переименован в мост Строителей, а 22 сентября 1989 года ему вернули историческое название.

Реконструкции и ремонты

Первые планы реконструкции Биржевого моста появились в 1917 году, после открытия Дворцового моста, когда резко возросло транспортное сообщение между историческим центром города и Петроградской стороной.  Однако этим замыслам помешала революция. Мост долгое время оставался деревянным, его периодически ремонтировали в дереве.

Только в 1930 году был проведен первый капитальный ремонт моста Строителей. Деревянные рамы разводного пролёта были заменены металлическими, а ручные лебедки – электрическими.

Мост Строителей в 1930-е годы. Источник: http://p2.citywalls.ru/photo_265-271578.jpg?mt=1484468319

В 1947 году деревянные пролётные строения заменили на металлические, но опоры и проезжая часть остались деревянными. Ширина переправы была уменьшена с 21 метра до 18 метров.

Ремонт моста Строителей в 1947 году. из книги Н.В. Баранова «Архитектура и строительство Ленинграда»

Мост Строителей в 1950-е годы. Источник: https://p1.citywalls.ru/photo_503-516037.jpg?mt=1627039765

К середине XX века деревянный мост перестал справляться с увеличившимися потоками наземного и водного транспорта.  Еще в 1940 году был разработан проект новой переправы, но его осуществлению помешала война. Во второй половине 1950-х необходимость в реконструкции моста Строителей стала еще более острой в связи с возобновлением  строительства Волго-Балтийского канала. Весной 1957 года опоры моста сильно пострадали от ледохода.

Современный мост был сооружен в 1957–1960 годах по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект», инженеры В.В. Демченко и Б. Б. Левин, архитекторы Л.А. Носков и П.А. Арешев.

Перед проектировщиками стояла задача не только создать современную, надежную переправу, но и сформировать гармоничную композицию из Стрелки Васильевского острова и двух мостов — Строителей и Дворцового. С этой целью ось нового моста переместили на 70 метров ниже по течению Малой Невы и придали переправе внешний облик, подобный Дворцовому мосту.

Начало сооружения нового моста Строителей

Ход строительства

Ход строительства

Старый и новый мост Строителей

Новый металлический пятипролетный мост — почти на сто метров короче своего деревянного предшественника. Чтобы приблизить длину моста Строителей к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны. Ватный остров перестал существовать. На засыпанном участке создана обширная предмостная площадь. (В 2006 году эта площадь была названа в честь академика Д.С. Лихачева — выдающегося русского ученого-филолога и общественного деятеля).

Перепланировке подверглись и две набережные — Мытнинская и набережная Макарова, в результате чего стрелка Васильевского острова приобрела ярко выраженную ось симметрии.

В 1996–1997 годах на Биржевом мосту были демонтированы трамвайные рельсы. Работы по текущему ремонту проводились в 1998, 1999, 2007 и 2012 годах, а в 2014 году на Биржевом мосту была создана современная декоративная подсветка.

1 октября 2021 года начались работы по капитальному ремонту Биржевого моста — переправа была полностью закрыта для движения автотранспорта и пешеходов. В состоянии моста, построенного в 1960 году, были зафиксированы многочисленные дефекты и повреждения, которые мешали его безопасной эксплуатации.

Капитальный ремонт, выполненный по проекту АО «Гипростроймост Санкт-Петербург» силами АО «ПО «Возрождение», включал в себя ремонт разводных и стационарных пролетных строений; замену механизмов разводного пролётного строения; замену асфальтобетонного покрытия и перильного ограждения.

Ремонт Биржевого моста — один из крупнейших реализованных проектов в историческом центре города за последние годы.

Строителям потребовалось изготовить, смонтировать и окрасить более 900 тонн новых металлоконструкций пролетных строений; изготовить новые короба противовесов весом почти 100 тонн и заполнить их отливками из 1616,7 тонн чугуна и 471,3 тонн свинца; отремонтировать 700 кв. м. гранитной облицовки и бетонных поверхностей опор; отлить и установить на свое место 26,4 тонны декоративных чугунных карнизов; установить более 500 кв. м. новых гранитных и металлических ограждений; смонтировать 16 новых фонарей; уложить более 8000 кв. м. асфальтобетонного дорожного покрытия на мосту и подходах к нему.

Ход ремонта

Ход ремонта

Ход ремонта

Ход ремонта

До капитального ремонта Биржевой мост разводился с помощью устаревшего электромеханического привода. Сейчас его заменили гидроцилиндры. Современное оборудование изменило скорость разводки – если до ремонта Биржевой мост разводился в течение 9 минут, то после ремонта его крылья будут распахиваться до угла 62 градуса за 3,5 минуты. Вес крыльев переправы при разводке компенсируют 4 противовеса по 620 тонн каждый.

При этом остался неизменным уникальный принцип работы разводного пролета: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Демонтированный в ходе ремонта старый пульт управления разводкой переправы был передан в дар Музею мостов. Теперь почувствовать себя в роли механика Биржевого моста может каждый посетитель музея.

29 сентября 2022 года в один из противовесов разводного крыла Биржевого моста торжественно заложили капсулу с посланием потомкам. В капсулу также положили часы, по которым сверяли время механики Биржевого моста во время разводки до начала капитального ремонта переправы. На противовесе помещена памятная латунная табличка, которая указывает место размещения капсулы.

Капсула времени

Движение по обновленному Биржевому мосту открылось 30 ноября 2022 года, а 27 мая 2023 года, к 320-летию Санкт-Петербурга, на переправе были полностью завершены все строительно-монтажные работы.

Характеристики моста

Биржевой мост перекинут через реку Малую Неву в створе Биржевой площади и площади Академика Лихачева. Это пятипролетное металлическое сооружение длиной 239 метров и шириной 27 метров  с двукрылым разводным пролетом посередине.

Разводный пролет Биржевого моста — откатно-раскрывающейся системы, не имеющей мировых аналогов: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода. Наряду с  Сампсониевским мостом, Биржевой — один из немногих разводных мостов в Санкт-Петербурге, где остался подобный механизм: большинство уже перешли на современную гидравлическую систему. Пульт управления находится в левобережной опоре разводного пролета.

Устои и опоры моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы розовым гранитом. Впервые в мировой практике опоры моста арочной системы сооружены на высоком свайном ростверке.

На чугунных решетках перильного ограждения изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна, которые подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России. Подсветка моста состоит из 670 светильников. Световой акцент сделан на морском орнаменте перил.

Информация для туристов

С Биржевого моста, если смотреть в сторону Невы, открывается один самых красивых видов Санкт-Петербурга — на Стрелку Васильевского острова, Дворцовую и Мытнинскую набережные, Петропавловскую крепость и Троицкий мост.

Биржевой мост в проекте «Мосты Петербурга»