+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2018 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2019 года.

Все понятно!

Юбилей Зеленого моста


В 2018 году отмечает 210 лет-летний юбилей Зеленый мост, перекинутый через реку Мойку по оси Невского проспекта. В 1808 году здесь был построен первый чугунный мост в Санкт-Петербурге.

История

Первый деревянный подъемный мост через Мойку на Невской першпективе (ныне Невский проспект) был сооружен в 1716–1717 годах. До 1726 года по мосту проходила граница новой столицы.

Мост через реку Мойку на плане французского картографа Николя де Фера, 1717 год

В 1735 году переправу отремонтировали, покрасили в зеленый цвет и официально присвоили название Зеленый мост. В 1768 году его переименовали в Полицейский — по Главной полицмейстерской канцелярии, расположенной неподалеку, на набережной Мойки, и дому генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. В октябре 1918 году мост получил новое имя в духе времени — Народный, а 13 января 1998 года ему возвратили историческое название — Зеленый мост.

Деревянный мост отремонтировали в 1752 году, а в 1777 году его перестроили в трехпролетный, балочной системы, с деревянными пролетными строениями на каменных опорах.

Чугунный однопролетный мост через реку Мойку вдоль Невского проспекта был сооружен в 1808 году. По конструкции он представлял собой пологую арку, собранную из чугунных секций-тюбингов, соединенных болтами. Швы между секциями заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок. Тротуары выложили гранитными плитами, проезжую часть отделили металлическими прутьями на гранитных тумбах. На въездах моста поставили гранитные обелиски, увенчанные позолоченными шарами.

Проект разработал В.И. Гесте, русский инженер и архитектор шотландского происхождения, который применил идею британского инженера Роберта Фултона, не реализованную на родине изобретателя. Проект Полицейского моста был признан настолько удачным, что решено было соорудить серию подобных переправ через Мойку.

Типовой чертеж арочного чугунного моста В.И. Гесте

В первой четверти XIX века по этому типовому проекту был построен целый ряд чугунных переправ через реку Мойку (Красный мост, Поцелуев мост и др.), но первым был Полицейский мост.

М. Дюбург. Вид на Мойку и Полицейский мост в Санкт-Петербурге, 1812 год

Б. Патерсен. Полицейский мост на Невском проспекте. 1810-е годы

Полицейский мост в 1830-х годах

Реконструкции и ремонты

В 1842 году Полицейский мост расширили, в связи с возросшим движением по Невскому проспекту. По проекту инженера А.Д. Готтана тротуары вынесли на металлические консоли, гранитные обелиски заменили чугунными фонарными столбами.

В 1844 году на мосту появилась первая в России мостовая из асфальтовых кубиков. «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту», — писала столичная газета «Северная пчела».

Полицейский мост в 1850-х годах. Гравюра по рисунку И.И. Шарлеманя

В 1904–1907 годах, в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост перестроили и расширили по проекту инженеров В.А. Берса, А.Л. Станового и А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Расширили опоры, с каждой стороны пролетного строения добавили по пять рядов коробчатых арок. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов установили позолоченные железные канделябры, на которых подвесили шестигранные фонари.

Полицейский мост, украшенный к 300-летию дома Романовых

В 1938 году свод моста под трамвайными путями изолировали рубероидом для предохранения от коррозии.

В 1951 году по проекту архитектора А.Л. Ротача были воссозданы ранее утраченные торшеры с шестигранными фонарями, а в 1967 году восстановлена позолота деталей декора.

Чертеж Народного моста через реку Мойку из архива СПб ГБУ «Мостотрест»

Народный мост в конце 1940-х — начале 1950-х годов, до воссоздания фонарей

Фонарь Зеленого моста

До 2020 года планируется провести капитальный ремонт Зеленого моста, это будет первая реконструкция переправы с начала XX века.

Характеристики моста

Зеленый мост соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. Это однопролетное металлическое сооружение арочной конструкции длиной 30,7 метра и шириной 39 метров.  Рисунок литых чугунных перил повторяет узор ограждения реки Мойки.

Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Среди достопримечательностей, расположенных у моста, можно упомянуть несколько знаменитых зданий.

На левом берегу Мойки ниже Зеленого моста стоит Строгановский дворец, памятник русского барокко, построенный в 1754 году по проекту архитектора Б. Растрелли, ныне — филиал Государственного Русского музея.

На правом берегу, в доме №15 по Невскому проспекту, расположен Дом генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга H.И. Чичерина — памятник архитектуры регионального значения. С этим зданием связаны имена многих выдающихся людей — так, в 1780–1783 годах здесь жил архитектор Д. Кваренги, в 1828 году — писатель А.С. Грибоедов, а с 1919 по 1923 год располагался Дом Искусств, один из центров литературно-художественной жизни Петрограда. Достаточно сказать, что именно в этом доме Александр Грин написал знаменитые «Алые паруса». В 2007–2008 годах здание было перестроено, сегодня здесь находится отель.

И наконец, напротив, по адресу наб. р. Мойки, 57/Невский пр., 18, — дом купца Котомина (архитектор В.П. Стасов). В 1800–1840-е годы здесь помещалась кондитерская Вольфа и Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А.С. Пушкин.

Зеленый мост в проекте «Мосты Петербурга»