+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Юбилей Варшавского моста


155-летний юбилей отмечает Варшавский мост, перекинутый через Обводный канал по оси Измайловского проспекта. В 1870 году в этом месте открылась однопролетная металлическая переправа.

История

В 1853 году на набережной Обводного канала была построена железнодорожная станция, которая обслуживала железную дорогу от Санкт-Петербурга до царской резиденции в Гатчине. В те же годы для проезда к новому вокзалу через канал перекинули деревянный мост балочно-подкосной системы. Он располагался чуть выше по течению от оси современного Варшавского моста.

Деревянная переправа, предшественница Варшавского моста, 1860-е гг. Источник: https://spbcult.ru/articles/iskusstvo-i-kultura/zheleznodorozhnye-vokzaly-peterburga/

15 декабря 1862 года открылась Петербурго-Варшавская железная дорога, и для сообщения с вокзалом, который получил статус международного, потребовался более основательный мост.  Новую металлическую переправу соорудили в 1869–1870 годах на средства Общества Российских железных дорог. По проекту инженера Н.С. Серебренитского в продолжении Измайловского проспекта был построен стальной арочный однопролетный мост. Его назвали Варшавским — по станции Варшавской железной дороги.

Варшавский мост на плане Санкт-Петербурга 1880 года

При строительстве Варшавского моста были применены инновационные для того времени технические решения. Пролетное строение состояло из стальных клепано-сварных конструкций, вместо традиционных чугунных балок. Оно представляло собой двухшарнирную арку со сквозными  надарочными конструкциями. Длина моста составляла 36 метров, ширина – 22,1 метра. На мосту установили металлическую решетку перильного ограждения.

Реконструкции и ремонты

В 1876 году мост уширили на 4,6 метра для прокладки рельсов конной железной дороги (конки).

Металлический Варшавский мост в 1904 году

В 1907–1908 годах конку на улицах Санкт-Петербурга сменил электрический трамвай. Потребовалась реконструкция и Варшавскому мосту через Обводный канал. Проект новой переправы был разработан под руководством выдающегося  инженера-мостостроителя А.П. Пшеницкого (он же является автором проекта Дворцового моста).

На время строительства новой переправы через Обводный канал перекинули временный деревянный мост.

Чертежи нового Варшавского моста, 1908 год

Чертежи нового Варшавского моста, 1908 год

Чертежи нового Варшавского моста, 1908 год

В результате перестройки моста проезжая часть была уширена до 30,6 метров за счет выноса тротуаров на консоли. Длина переправы и конструкция разводного пролета остались прежними, однако в архитектурном отношении  мост стал значительно проще.

Трамвай на Варшавском мосту, 1908–1909 годы

В 1954 году произведен ремонт гранитных парапетов на устоях Варшавского моста.

Ремонт гранитных парапетов

В 1983 году отремонтировали проезжую часть с заменой гидроизоляции, тротуары от проезжей части отделили гранитным парапетом.

Варшавский мост в 1987 году

К 2006 году переправа пришла в неудовлетворительное состояние из-за коррозии пролетного строения. С ноября 2006 года по август 2007 года был произведен капитальный ремонт моста.  Работы производились силами ООО «Ризалит».  На время ремонта был сооружен временный пешеходный мост ниже по течению Обводного канала.

Варшавский временный мост

В ходе реконструкции были заменены заржавевшие металлоконструкции пролетного строения и расширена проезжая часть. Трамвайные пути демонтировали. 24 августа 2007 года переправа открылась для автомобильного и пешеходного движения.

Характеристики моста

Варшавский мост перекинут через Обводный канал в створе Измайловского проспекта. Это однопролетный металлический мост длиной 38,4 метров и шириной 30,9 метров.

Пролетное строение по конструктивной схеме подобно 1-му Садовому, Поцелуеву и Пантелеймоновскому мостам.  Устои бутовой кладки, облицованные известняковой плитой, выдвинуты в русло канала.

Перильные ограждения представляют собой металлическую решетку с геометрическим рисунком, разделенную металлическими тумбами. На открылках устоев установлены гранитные парапеты.

Переправа принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

В створе Варшавского моста расположено историческое здание бывшего Варшавского вокзала – одного из старейших вокзалов России.

Первое здание станции Варшавской железной дороги было построено в 1852–1853 годах по проекту архитектора К.А. Скаржинского. Пять лет спустя на его месте возвели новый вокзал, автор проекта — архитектор П.О. Сальманович. Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проем посадочных платформ, отвечал передовым архитектурным тенденциям того времени.

15 мая 2001 года Варшавский вокзал закрыли на реконструкцию, поезда с него были переведены на Балтийский и другие вокзалы. С 2006 года в  историческом здании располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».

Варшавский мост в проекте «Мосты Петербурга»