+7 (812) 577-78-43
Юбилей Уральского моста
50-летний юбилей отмечает в 2024 году Уральский мост, перекинутый через реку Смоленку в створе 8-й и 9-й линий Васильевского острова. В 1974 году здесь была открыта современная переправа.
История
Первый мост через реку Смоленку, которая тогда называлась Черной речкой, был перекинут здесь в 1716 году. Это была деревянная балочная переправа, которая вела с Васильевского острова в восточную часть острова Голодай (ныне Декабристов), где в первой половине XVIII века располагались скотобойни и канатная фабрика.
Небольшой островок на юго-востоке острова Голодай, ограниченный реками Малой Невой, Смоленкой и ныне засыпанной протокой, во второй половине XVIII века принадлежал купцу Л.Р. Мануйлову. В 1806 году его выкупила казна, и на месте деревянных купеческих амбаров были возведены каменные склады для вина. За этим местом закрепилось название Винный городок. В 1840-х годах улицу, продолжающую 8-ю и 9-ю линии, назвали Винным переулком, такое же имя получил и расположенный здесь мост.
(По другой версии топоним «Винный» произошел в XVIII веке от располагавшегося на островке острога, где «по винам своим» отбывали наказания арестанты).
В 1860-х годах комплекс Винного городка передали Патронному заводу, Винный переулок переименовали в Уральскую улицу — по реке Урал и Уральскому региону с его многочисленными заводами и фабриками. Мост же оставался Винным до начала XX века.
Реконструкции и ремонты
Винный мост ремонтировали в дереве несколько раз: в 1841 году, в 1877 году и в 1883 году, когда на мосту был уширен судоходный пролет и окрашены перила. В 1902 году Городская дума рассматривала проект сооружения железобетонного моста на месте деревянного, но эта идея не была воплощена в жизнь.
В 1916 году мост перестроили в дереве — он стал трехпролетным балочным с деревянными опорами на свайном основании. В 1928 году переправу усилили для прокладки трамвайной линии, перекрыв средний пролет металлической двутавровой балкой и заменив деревянные перила металлическими.
Современный железобетонный Уральский мост был построен в 1973–1974 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект», авторы — инженер Е.А. Болтунова и архитектор Л.А. Носков. На время реконструкции моста ниже по течению реки Смоленки, в створе 12-й и 13-й линии Васильевского острова, была наведена временная переправа, на которую перевели трамвайное движение.
В 2002 году с Уральского моста убрали трамвайные пути, отремонтировали гидроизоляцию и асфальтобетонное покрытие проезжей части.
Характеристики моста
Уральский мост перекинут через реку Смоленку в створе Уральской улицы и 8-й и 9-й линий, соединяя Васильевский остров с островом Декабристов. Длина переправы — 24,5 метра, ширина — 31 метр.
Мост однопролетный железобетонный рамной системы. Пролетное строение представляет собой трехшарнирную раму с криволинейным очертанием нижнего пояса, «ноги» рамы и ростверк опор – из монолитного железобетона. Фасады пролетного строения облицованы гранитом. Устои — массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильное ограждение металлическое простого рисунка. Тротуар отделен от проезжей части гранитным поребриком. С низовой стороны моста на левом берегу реки Смоленки — гранитный лестничный спуск к воде.
Мост украшают установленные на въездах гранитные обелиски круглого сечения с навершиями в виде позолоченных парусников.
Информация для туристов
Мост расположен в промышленном районе Санкт-Петербурга, не слишком интересном для туристов. Но с мая 2018 года, после открытия моста Бетанкура через остров Серный, Уральский мост стал частью магистрали, ведущей с Западного скоростного диаметра на Петроградскую сторону и в центральные районы города.