+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

 

Все понятно!

Юбилей Тучкова моста


В 2017 году отмечает юбилейную дату Тучков мост, перекинутый через Малую Неву с Петроградской стороны на Васильевский остров. 259 лет назад, в 1758 году, здесь соорудили деревянную переправу, которая стала первым мостом через Малую Неву.

История

Переправа, соединившая Васильевский остров с Петербургской стороной и островом, где располагались склады пеньки (позднее остров назвали Тучков буян), была построена по инициативе местных предпринимателей. В 1758 году четверо купцов подали челобитную в Сенат с просьбой передать им  «в вечное и потомственное содержание» несколько петербургских мостов. Взамен они пообещали соорудить новый мост через реку Малую Неву.

Подрядчиком этого проекта выступил Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной реки Малой Невы.

В том же году мост был построен и получил имя своего создателя. Деревянная переправа состояла из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной части — через Тучков буян и мелководный проток, отделявший островок от Петербургской стороны. Мост на тот момент был самым длинным в Петербурге, его протяженность составила 890 метров.

Первый Тучков мост на плане Петербурга 1777 года

Максим Воробьев. Тучков мост. Конец 1810-х годов

В таком виде, вдохновляя живописцев, мост простоял до 1830-х годов. В 1770-х годах его переименовали в Никольский, но новое имя не прижилось, и спустя двадцать лет мосту вернули прежнее название — Тучков.

Сильвестр Щедрин. Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге, 1815 год

Реконструкции и ремонты

В 1833–1835 годах мост перестроили, передвинув его ниже по течению. Новая переправа была перекинута через Малую Неву по оси Большого проспекта Петроградской стороны. Она представляла собой многопролетный деревянный мост балочно-подкосной системы на свайных опорах с одним разводным и двумя судоходными пролетами. Разводной пролет был двукрылым, располагался над серединой русла реки и разводился вручную.

От берега Малой Невы до будущего Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова) построили земляную дамбу, получившую название Тучкова дамба. На открылках моста установили перила из литых чугунных решеток. В 1839 году у Тучкова моста уложили искусственный асфальт — впервые в Российской Империи.

А. И. Иванов-Голубой. Вид Тучкова моста с окрестностями (около 1844 года)

В 1870 году переправа сгорела от непотушенной папиросы, ее быстро отстроили, но к концу XIX века Тучков мост обветшал и стал требовать ремонта. Как писала газета «Петербургский листок» 26 сентября 1899 года: «Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста... не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается».

Тучкова дамба и Тучков мост, вид с Петровского острова (от нынешнего стадиона «Петровский»), 1900–1903 годы

Мост несколько раз перестраивали в дереве. Известно, что в 1920 году он был 20-пролетным, а длина переправы составляла 258 метров. К тому времени Тучков буян перестал быть островом: протоки между ним, соседней группой островов и Петроградским островом были засыпаны.

В 1948 году мост капитально отремонтировали. Опоры разводного пролета полностью перестроили, они стали деревянными, на свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Деревянные рамы разводного пролета заменили металлическими, а ручной разводной механизм — электрическими лебедками. Деревянные постоянные пролеты перекрыли металлическими балками с продольными и поперечными сязями.

Капитальный ремонт моста

В начале 1960-х годов Волго-Балтийский водный путь заработал на полную мощность, и в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты Тучкова моста перестали удовлетворять требованиям судоходства, и потребовалась его реконструкция.

Проект новой переправы разработали инженеры института «Ленгипроинжпроект» В.В. Демченко и Б.Б. Левин, архитекторы Л.А. Носков и П.А. Арешев. Работы начались в 1962 году.

Строительство нового Тучкова моста, 1962–1965 год

Строительство нового Тучкова моста, 1962–1965 год

Строительство нового Тучкова моста, 1962–1965 год

Строительство нового Тучкова моста, 1962–1965 год

Строительство нового Тучкова моста, 1962–1965 год

На время строительства был сооружен временный обходной деревянный мост-дублер.

Обходной мост-дублер

Обходной мост-дублер

К 1965 году новый Тучков мост был открыт. Ось нового моста смещена на 3 метра ниже по течению Малой Невы, по сравнению с предшественником.

В 1997–1998 годах на Тучковом мосту капитально отремонтировали ортотропную плиту на разводном пролете, дорожное покрытие и трамвайные пути. В 2003 году проведена антикоррозийная обработка поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения, а в 2008–2009 годах — опоры разводного пролета.

Тучков мост входит в перечень транспортно-инфраструктурных объектов Чемпионата мира по футболу в России 2018 года. 4 июля 2016 года началась масштабная реконструкция переправы. 

Работы, которые выполнило ЗАО «Пилон», включают в себя реконструкцию опор, замену стационарных пролетных строений, ремонт разводного пролетного строения, переустройство инженерных сетей, дорожные работы, реставрацию элементов архитектурного декора, ремонт систем наружного освещения.

Реконструкция Тучкова моста

Характеристики моста

Тучков мост расположен в створе Первой/Кадетской линий Васильевского острова и Большого проспекта Петроградской стороны. Это трехпролетное железобетонное сооружение консольно-рамной системы длиной 226,2 метра и шириной 36,8 метров. Разводной пролет — двукрылый раскрывающейся системы, его размер в свету — 50 метров.

Крылья разводного полета уникальны: в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.

Перильное ограждение выполнено в виде сварной металлической решетки оригинального рисунка по проекту П.А. Арешева. Она состоит из стержней квадратного сечения, которые установлены под разными углами и переплетаются, создавая объемную картину, не применявшуюся ранее при создании мостовых перил: когда едешь по мосту, создается впечатление, что ограда колышется.

Опоры моста — на высоких свайных ростверках. Ростверки и опоры железобетонные, облицованы гранитом. На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты и лестничные спуски к воде. На правом берегу реки Малой Невы с верховой стороны расположен павильон управления.

Вид на Неву и конструкции моста от пульта управления

Информация для туристов

С Тучкова моста открывается великолепная панорама: вверх по течению реки — на здания Тучкова буяна, Биржевой мост и Стрелку Васильевского острова, вниз — на устье Малой Невы, Петровский остров и набережную Макарова. Кстати, последняя до 1952 года была частью Тучковой набережной, проходившей от Стрелки Васильевского острова до острова Голодай.

Вид с Тучкова моста

Тучков мост в проекте «Мосты Петербурга»