+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 19 марта 2024 года по Неве и Большой Неве разводятся Дворцовый мост и мост А. Невского целях профилактического обслуживания.

 

Все понятно!

Общая длина: 226,2 м

Водная преграда: р. Малая Нева

Архитекторы: Л.А. Носков, П.А. Арешев

Год открытия: 1835 (деревянный), 1965 (железобетонный)

Инженеры: В.В. Демченко, Б.Б. Левин

Ширина моста: 36,8 м

Тучков мост на карте

Характеристики моста

Тучков мост через реку Малую Неву расположен в створе Большого проспекта Петроградской стороны и Первой /Кадетской линий Васильевского острова.

Это трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине. Постоянные пролетные строения из преднапряженного железобетона сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах.

Разводной пролет двукрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения, с жестко прикрепленными противовесами. Пролетное строение — металлическое цельносварное, в закрытом состоянии — балочно-консольная система. Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.

Мост разводится посредством гидравлического привода, павильон с пультом управления расположен на правом берегу с верховой части моста.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение — металлическая сварная решетка из стержней квадратного сечения, которые поставлены под углом и переплетены таким образом, что они создают на всем протяжении моста необычную объемную картину, ранее не встречавшуюся в практике мостостроения.

На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты, на набережной расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом. Освещение на мосту — типовое уличное.

История моста

Мосты через Малую Неву долгое время не возводились, так как они были преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова.

В 1758 году была заложена первая переправа, по которой можно было добраться с Васильевского острова на Петербургскую сторону. В то время сооружение назвали «Никольский мост», он был создан по инициативе и на средства петербургских купцов, которые обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву.

Длина переправы составляла 890 метров, что делало этот мост самым длинным для того времени. Деревянный мост состоял из двух частей: плашкоутный в глубокой части русла и свайный на мелководье. Сооружение было расположено выше по течению Малой Невы, возле островов Тучков пеньковый буян и Ватный, где находились склады купца Авраама Тучкова. По имени лесопромышленника вскоре и был назван мост.

В 1833-1835 годах плашкоутная переправа была заменена многопролетным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.

Мост соорудили в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами. В 1839 году впервые в России у Тучкова моста был уложен искусственный асфальт.

В 1870 году мост сгорел от непотушенной папиросы, его восстановили и неоднократно перестраивали в дереве, к 1920 году он был 20-пролетным при длине 258 метров.

В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролеты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными связями. Деревянные рамы в разводном пролете заменены на металлические, а ручные лебедки — на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролета на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры — деревянные на свайном основании. Длина моста составила 258 метров, ширина — 19 метров.

В 1964 году, в связи с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути, в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Наступил момент, когда габариты и грузоподъемность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, и встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.

В 1962-1965 годах по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева был сооружен трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине.

Строительство моста осуществлялось под руководством инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д.В. Снятковский и Г.Ф. Шишлов.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на три метра от оси ранее существовавшей переправы. Конструкция постоянных пролетных строений до сооружения Тучкова моста была применена в 1962 году на однопролетном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка.

В 1997-1998 годах был проведен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей.

В 2003 году проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения. В 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.

В последние годы были проведены обследования Тучкова моста. Они показали значительный рост транспортной нагрузки на переправу и необходимость ее реконструкции. В капитальном ремонте, в первую очередь, нуждаются противовесы разводного пролета, также требуется устранить коррозию на металлических конструкциях, выполнить другие работы.

4 июля 2016 года мост был закрыт на реконструкцию и 18 ноября 2017 года открылся для движения. Все работы были завершены в 2018 году. 

В ходе реконструкции стационарные железобетонные пролёты Тучкова моста были заменены металлическими. Отремонтированы опоры разводного пролёта, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной. Полностью заменено оборудование разводного пролёта. Обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора. Кроме того, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения.

Новое оборудование обеспечивает плавный разгон и торможение крыльев разводного пролёта, точный заход в замки при наводке крыльев, позволяет оперативно производить корректировку настроек управления гидроприводом и анализ их работы в ходе разводки-наводки.

Дополнительная информация

Малую Неву в этом месте можно пересечь и под землей. 27 мая 2015 года на набережной Макарова у левобережного окончания Тучкова моста был открыт выход станции метро «Спортивная-2». С вестибюлем станции «Спортивная» на Петроградской стороне он соединен подземным пешеходным тоннелем, проходящим по оси Тучкова моста. Тоннель оборудован траволатором — горизонтальной движущейся дорожкой.

Тучков мост - Видео

Реконструкция Тучкова моста 2016-2018 гг.