+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Юбилей Торгового моста


Двойную юбилейную дату отмечает в 2025 году Торговый мост через Крюков канал. 240 лет исполняется первой переправе, открытой в створе Торговой улицы (ныне ул. Союза Печатников). А 65 лет назад, в 1960 году, в ходе реконструкции Торговому мосту был возвращен исторический архитектурный облик.

История

История Торгового моста неразрывно связана с историей Крюкова канала, одной из первых искусственных водных артерий Санкт-Петербурга. Канал был прорыт в 1719–1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал соединял реки Неву и Мойку, а в 1782–1787 годах он был продолжен до реки Фонтанки, а берега канала одеты в гранит.

В те же годы через Крюков канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому проекту. Одним из них стал построенный в 1785 году мост по Торговой улице, расположенный между Торговым (позднее Литовским) рынком и Большим (ныне Мариинским) театром.

Новая переправа представляла собой трехпролетный деревянный балочный мост на каменных опорах, облицованных гранитом. Центральный пролет был разводным подъемного типа. На опорах моста, на фигурных гранитных постаментах, установили чугунные торшеры с фонарями. Имя автора проекта до нас не дошло, однако известно, что строительством руководил подрядчик Николай Егоров.

Первоначально переправа именовалась Средний мост, так как занимала среднее положение относительно других мостов Крюкова канала. С 1798 года за мостом закрепилось название Торговый – по улице, в створе которой он расположен.

Торговый мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Реконструкции и ремонты

Торговый мост несколько раз перестраивали, но сегодня его внешний архитектурный облик максимально приближен к историческому.

В 1805–1810 годах мост перестроили в дереве, разводное пролетное строение заменили постоянным балочным. Затем переправу капитально отремонтировали в 1868 году.

К концу XIX века Торговый мост пришел в ветхое состояние, и в 1900 году проезд по нему был закрыт. Городская дума рассматривала различные варианты перестройки переправы, в том числе — в однопролётный бетонный мост. В 1905 году Торговый мост, наконец, реконструировали — он остался трехпролетным, но деревянные пролетные строения заменили металлическими балками. Тогда же мост утратил металлические торшеры и фонари.

Набережная Крюкова канала, середина XX века. В центре виден гранитный постамент Торгового моста без торшера и фонаря

Следующий ремонт состоялся в 1946–1947 годы. Из-за размораживания речных опор и разрушения гранитной облицовки опоры пришлось частично переложить.

Торговый мост в 1950-е годы, фонарей еще нет

В 1960 году проведена полная реконструкция Торгового моста по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроекта» — инженера А.Д. Гутцайта и архитектора А.Л. Ротача. Переправе был возвращен первоначальный архитектурный облик.

В ходе ремонта металлические пролетные строения были заменены новыми, балочно-разрезной системы, а деревянный настил — железобетонной плитой. Укреплены устои моста. На гранитные постаменты вернулись металлические торшеры с фонарями.

В 1980 году низкий гранитный поребрик, отделяющий тротуары от  проезжей части, заменен высоким бетонным парапетом.

Последний по времени капитальный ремонт моста был выполнен в июне 2019 – июле 2020 года. Подрядчик — АО «Производственное объединение «Возрождение» — произвел устройство монолитной железобетонной плиты на существующее металлическое пролетное строение и заменил опорные части. Отреставрированы гранитные элементы переправы, устроено новое гранитное парапетное ограждение.

Специалисты отреставрировали торшеры-фонари, светильники и перильное ограждение, уложили новое асфальтобетонное покрытие проезжей части, произвели очистку и окраску металлических элементов моста. Реставрация фонарей проводилась в мастерской. Все работы велись по методикам, согласованным с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Характеристики моста

Торговый мост расположен в створе улицы Союза Печатников и соединяет Коломенский и Казанский острова.

По конструкции Торговый мост — трехпролетное сооружение длиной 24 метра, длина по задним граням устоев – 26,4 метров.  Ширина моста — 10,5 метров, ширина по осям перил – 10,6 метров, ширина по карнизам – 11,1 метров. Пролетное строение металлическое балочно-неразрезной системы с криволинейным очертанием нижнего пояса. Поверху балок устроена железобетонная плита. Промежуточные опоры — каменные с гранитной облицовкой, устои бетонные на свайном основании, также с гранитной облицовкой.

Мост освещают четыре круглых фонаря, закрепленные на металлических торшерах художественного литья. Торшеры на гранитных постаментах установлены на речных опорах. Перильное ограждение — легкая металлическая решетка простого рисунка.

Информация для туристов

Торговый мост расположен между основной и второй сценами Мариинского театра, разделенными Крюковым каналом.

Главное здание Мариинского театра было построено в 1860 году по проекту Альберта Кавоса. Новый оперный театр назвали Мариинским в честь супруги императора Александра II — императрицы Марии Александровны. Здание выполнено в стиле классицизм; внутреннее убранство театра поразило современников своим великолепием. Интерьеры «Мариинки» и сегодня считаются одними из красивейших в мире.

Вторая сцена Мариинского театра была построена в 2005–2013 годах на месте снесенного Дворца культуры и техники им. Первой Пятилетки, который, в свою очередь, расположился на месте Литовского (бывшего Торгового) рынка. Архитектурное решение второй сцены Мариинского театра вносит определенный диссонанс в окружающую застройку и вызывает много споров.

Торговый мост в проекте «Мосты Петербурга»