+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 мосты по Неве и Большой Неве, а так же Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Старо-Никольского моста


Двойной юбилей отмечает в этом году Старо-Никольский мост, перекинутый через Крюков канал по оси Садовой улицы. В 1786 году здесь была открыта первая переправа, а 21 сентября 1906 года — современный металлический мост.

История

Крюков канал, одна из первых искусственных водных артерий Санкт-Петербурга, был прорыт в 1719–1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал соединял реки Неву и Мойку, в 1782–1787 годах он был продолжен до реки Фонтанки, а берега канала одеты в гранит.

В те же годы через Крюков канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому проекту. Это были трехпролетные сооружения с деревянным балочным пролетным строением и средним разводным пролетом подъемного типа, на каменных опорах с гранитной облицовкой. Одним них стал построенный в 1786 году мост, построенный в створе Садовой улицы. Он был назван Никольским по расположенному  поблизости Никольскому морскому собору.

Согласно некоторым источникам, новую переправу первоначально называли Перешивкин мост, по расположенному рядом питейному дому (другие источники приписывают это название соседнему Пикалову мосту через канал Грибоедова). С 1849 года за переправой закрепилось название Старо-Никольский мост, в отличие от соседнего Ново-Никольского моста через Екатерининский канал.

Никольский мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Реконструкции и ремонты

Мост неоднократно ремонтировали и перестраивали. В начале XIX века подъемный разводной пролет заменили постоянным, а в 1842 году на мосту установили новые перила из металлических прутьев на гранитных тумбах.

Старо-Никольский мост в 1870-х годах. Автор фото А.Э. Делиш. Источник: https://www.citywalls.ru/photo433508.html

В 1887 году Старо-Никольский мост перестроили в дереве, в связи с расширением  Садовой улицы и прокладкой конной железной дороги (конки). Балки пролетного строения заменили двойными по высоте прогонами на шпонках, переложили устои и промежуточные опоры. Работы по перекладке опор производились в сухом котловане — русло канала перегородили деревянными перемычками и  посредством насосов откачали воду.

На время перестройки моста рядом соорудили временную деревянную переправу.

11 октября 1887 года мост был торжественно открыт в присутствии градоначальника, городского Головы и членов Управы, которые после освящения моста совершили пробный рейс в вагоне конки.

Открытие Старо-Никольского моста после реконструкции, РНБ https://nlr.ru/petersburg/spbpcards/photos/lo000000100_1_m.jpg

В начале XX века конку на улицах Петербурга сменил электрический трамвай, и мостам потребовалась реконструкция. В 1905–1906 годах деревянный Старо-Никольский мост был перестроен по проекту инженеров А.П. Пшеницкого, К.В. Ефимьева и В.А. Берса. Пролетное строение выполнено из металлических клепаных балок, опоры и устои моста переложены и уширены, в результате чего ширина моста увеличилась с 13,6  метров до 20,2 метров. Новая металлическая решетка перил с растительным орнаментом, стала украшением переправы.

Трамвай на Садовой улице возле Старо-Никольского моста

21 сентября 1906 года Старо-Никольский мост был принят в эксплуатацию.

Старо-Никольский мост, 1950-е годы

Старо-Никольский мост , 1970-е годы

В 1988 году на мосту выполнены работы по замене гидроизоляции, диабазовое дорожное покрытие заменили асфальтобетоном. В 1994–1995 годах отремонтировали карнизы моста, тротуарные консоли и балочную клетку пролетного строения.

Старо-Никольский мост простоял без капитального ремонта почти 100 лет и к началу XXI века пришел в неудовлетворительное состояние. В декабре 2003 года его закрыли на капитальный ремонт, соорудив рядом временную пешеходную переправу. В ходе реконструкции, проведенной силами ООО «Ризалит», отремонтированы металлоконструкции пролетного строения, усилены устои и опоры моста, в основании проезжей части устроена железобетонная плита, заменены гидроизоляция и покрытие проезжей части, уложены новые трамвайные пути, отреставрированы перила моста.

Ход реконструкции. Источник: https://www.citywalls.ru/photo50537.html

21 октября 2004 года переправа была открыта после реконструкции.

Характеристики моста

Старо-Никольский мост перекинут через Крюков канал в створе Садовой улицы, соединив Спасский и Покровский острова. Это трехпролетное сооружение длиной 31,6 метра и шириной 20,4 метра, предназначенное для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов.

Пролетное строение металлическое балочно-неразрезной системы состоит из 8 стальных двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединённых поперечными балками. По верху балок устроена железобетонная плита. Устои и речные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой.

Тротуары вынесены на консоли и отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки.

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

Рядом со Старо-Никольским мостом расположено историческое здание Никольского рынка, построенное в 1787–1789 годах неизвестным архитектором в стиле классицизм. В 1880-х годах с Сенного рынка на Никольский перенесли «Обжорный ряд»: на площадке вдоль Крюкова канала стояли деревянные столы под навесом, за которыми обедали сезонные рабочие: каменщики, плотники, маляры, штукатуры.

После 1917 года помещения рынка занимало производственное объединение по изготовлению эмалированной посуды. С 2007 по 2018 год здание находилось на реставрации, после чего здесь открылся общественный центр «Никольские ряды».

Бенжамен Патерсен. Садовая улица у Никольского рынка. 1800. Источник: https://sadovaya62.ru/istoriya-zdaniya-3/ 

Старо-Никольский мост в проекте «Мосты Петербурга»